Статья написана к 80-летию художницы Адии Ситдиковой и впервые опубликована в журнале "Рампа" № 2. 1994 год.

ЭСТАФЕТА ИСКУССТВ


Домбры. 1991. Х., м., 120х100 Всё изменяется...
Время меняет местами судьбы, дороги и виды искусства. То, что совсем недавно казалось "из всех искусств для нас важнейшим" постепенно уступает место чему-то иному. Спор на Парнасе вечен, как и сама жизнь.


Один из шедевров башкирской живописи - натюрморт Адии Ситдиковой "Домбры" посвящён взаимосвязи разных видов искусства. Два из них - декоративно-прикладное и музыка - древнейшие на башкирской земле. Третье - живопись (пространство самой картины) - сравнительно молодое. Как известно, термин "декоративно-прикладное искусство" объединяет произведения ныне исчезающих, но когда-то знатных ремёсел. Сказочной красоты изделия создавались руками безвестных умельцев. В натюрморте "Домбры" они хорошо представлены: расшитые орнаментом ритуальные ткани, кисет с яркой аппликацией, украшенные каменьями праздничные пояса. Среди них органично вписаны музыкальные инструменты: домбры, курай, кубызы. Художница подчёркивает единую природу этих произведений. Перед нами не обычный для натюрморта предметный мир, а атрибуты искусства и его поэтическая аллегория. В подчёркнутом равенстве древних фольклорных форм ощутима дань глубокого уважения народному творчеству, радость сопричастности ему. Полотно навевает грусть по тем временам, когда искусство не украшало жизнь, а служило её естественным проявлением - как труд, игра или обряд.



Натюрморт с жиляном. 1986.  Х., м., 124х99 Сегодня многих волнует феномен народной культуры, открытой как эстетическая категория на пороге своего небытия. Учёные, этнографы, искусствоведы спасают, описывают, изучают реликтовые вещи.

Адия Ситдикова внесла в это благородное дело ощутимую лепту, нашла интересную, быть может, уникальную форму продления их жизни, их живой сути. Она запечатлела множество подлинных шедевров крестьянского быта, добавила к ним новые, сочинённые по их образу и подобию самой. Тайна обаяния ситдиковских полотен открывается не сразу. Её картины - это синтез традиционных европейских жанров: натюрморта, интерьера, иногда пейзажа. И, вместе с тем, изобразительная мифология башкирской избы, её вековечный уклад. Память о стройной системе мироздания, воплощённой когда-то в юрте, затем перенесённой в деревянное жилище. Объединение таких сложных и взаимосвязанных понятий как Вселенная, земля, народ, семья и человек. При этом отсутствует повествовательность, рассказ. Картины утверждают характерное для XX столетия понимание искусства как подобия и, одновременно, метафоры зримого мира.

Память.1990. Х., м., 91х79 Полотнам Адии Ситдиковой выпала счастливая судьба - они притягательны для любого возраста. Дети видят в них пространство игры, где оживают старые мудрые вещи. Взрослых влечёт тепло семьи и дома, явственно ощутимое в праздничном волнении каждой работы.

Яркие, чистые краски - ещё одна важная особенность ситдиковских холстов. Как и в изделиях народных мастериц, множество интенсивных тонов звучат здесь в полную силу и при этом прекрасно гармонируют друг с другом. Натюрморт "Домбры" в творчестве художницы занимает особое место как символ и синтеза, и эстафеты искусств. В нём в зримых формах воплощён тот божественный, связывающий века свет традиций, о котором так образно сказал когда-то Лев Гумилёв: "Истлевают полотна и пергаменты, гниёт дерево, окисляются металлы, крошится камень... Но формы, воспроизводимые из поколения в поколение, при наличии живой традиции противостоят Времени и заполняют Пространство, превращая хаос в космос".

Редакция "Рампы" от всей души поздравляет народную художницу Башкортостана Адию Хабибулловну Ситдикову с юбилеем!

Светлана Соболевская, искусствовед

Сайт управляется системой uCoz