МИССИЯ "СЕВЕРНЫХ АМУРОВ"


Э. Шагеев.  Башкирский всадник.1979. Автолитография Э. Шагеев. Башкирские воины. 1979. Автолитография Э. Шагеев. Перекур в походе. 1979. Автолитография     А. О. Орловский. Всадник башкир. 1823. Б., акв.

Есть понятия, смысл которых многомерен. "Северные амуры" - из их числа. С одной стороны всё просто: так называют воинов-башкир, участников Отечественной войны 1812 года и заграничных походов русской армии 1813-1814 годов. С другой - перед нами феномен культурного сознания, миссия которого прошлыми достижениями не исчерпывается. Она таит в себе богатые возможности как для реставрации исторической памяти, так и для наведения мостов дружбы между некогда враждовавшими народами.

Целая плеяда людей объединена "священной памятью двенадцатого года".

Под знаком "галантного века"

К Новому году я получила в подарок настенный календарь литографий "Северные амуры" Эдуарда Шагеева. Широкую известность художник получил как сюрреалист. Он живет и работает в Москве, но постоянно проявляет сыновнюю нежность к Башкортостану, своей малой родине. Шагеевские задорно-фарсовый "Сабантуй", гротесковая композиция "Три брата" публиковались на страницах престижных изданий. В 1979 году им была выполнена серия литографий "Северные амуры". Ныне она находится в музее-панораме "Бородинская битва", под эгидой которого и был выпущен календарь. Он состоит из шести сюжетов, стилизованных в соответствии с гравюрами времен наполеоновских войн. Есть и существенное различие. "Амуры" на старинных гравюрах лишены романтического флера: в изображениях преобладают бытовые моменты, этнографизм. Шагеев совместил реальность с легендой. Его герои рождены галантным веком (что, кстати, соответствует действительности). Имя свое - "Северные амуры" - они получили не только из-за экзотического вооружения, основой которого были лук и стрелы. Их отличала импозантность внешнего вида, соблюдение правил этикета. Исторический момент единения башкир и гусаров воспроизводит сюжет "Братство по оружию". Его можно назвать и "братством по искусству", так как он объединяет впечатления от прочтения романа Я. Хамматова "Северные амуры" и настроение поэтической грусти известного персонажа кисти О. Кипренского - гусара Е. Давыдова. Со страницами романа Хамматова перекликаются еще два шагеевских сюжета: "Приготовление кумыса" и "Башкирское гостеприимство". Кумыс, традиционный национальный напиток, олицетворяет всеведающая эней, хранительница древних устоев. Чаепитие с "китайской травкой" в те времена только входило в моду у башкир, - знак приобщения их к общеевропейскому этикету. Шагеев эту историческую деталь подчеркивает выбором героини - обаятельной, проворно приплясывающей с самоваром на голове.

"Звездный час" военной истории

Если для Эдуарда Шагеева движущей силой творчества стал художественный вымысел, то Рамиль Рахимов, профессор Академии военных наук Российской Федерации, - приверженец строго достоверного факта. Его статья "Отечественная война 1812 года в современном сознании" ("Ватандаш" № 3, 2000) стала для меня продолжением размышлений о миссии "Северных амуров". Особенно поражает приведенный автором перечень художников, запечатлевших воинов-башкир в рисунках и гравюрах первой четверти XIX века. Среди россиян рядом с широко известным A. О. Орловским перечислены B. Ф. Тимм, А. Ф. Чернышев, Г. Г. и А. Г. Чернецовы. Вместе с ними - имена европейских мастеров из Германии и Франции: Шадов, Бассе, Бержере, Мартине, Дамам-Дэмартрэ, Кер Портер.

Р. Рахимов поделился своими планами - издать альбом старинных гравюр с приложением досконально выверенных комментариев эпохи, обмундирования, оружия. Внимание к этому - не пустяк. Рамиль рассказывает, что умение башкир "беречь мундир снову" некогда восхитило самого Александра I. Император, известный щеголь, перед тем как ввести войска в Париж, устроил смотр своим полкам, пообносившимся за годы боевых походов. Башкиры своего мундира не имели и воевали кто в чем. Полагавшееся им парадное обмундирование возили связанным в тюках, приберегая к самому торжественному случаю. Вот в нем-то они и участвовали в параде победителей и гарцевали по Парижу.

Р. Рахимов, страстный патриот, неоднократно выступал с идеей создания в Уфе памятника участникам освободительной эпопеи 1812-1814 годов: "Башкортостан должен уважать свое героическое прошлое и его "звездный час" - победу над Наполеоном".

Курьер "народной дипломатии"

"Участник Бородинского сражения" - так в шутку называют друзья Ильдара Шаяхметова, художника, преподавателя БГПУ. Шутка недалека от истины: Ильдар - "ветеран" торжественных батальных сражений 1992 года. Они проходили под эгидой ЮНЕСКО в связи со 180-летием Бородина. Он рассказывает, что отряд "Северных амуров" собирали по всей республике, и было их 28 - по количеству вошедших в историю башкирских полков. Двадцать девятым ехал мулла, что по тем временам было ново. Задачу поставили: оправдать красоту исторически сложившегося имени "Северные амуры".

Руководитель отряда, зауряд-хорунжий Рустам Искужин назначил Ильдара комиссаром. Педагог по призванию, он сумел воодушевить соратников, яугиров, - всех покорило умение джигитов держаться в седле. А по ночам у костра знакомил новых друзей с канонами башкирского гостеприимства: всех угощали обжигающе горячим чаем и музыка курая звучала до утра.

Отличился Ильдар и в бою: оружие "амуров" - лук и стрелы - оказалось действеннее макетных штыков. Град стрел и воинственность позы (все как в старину: пять стрел во рту, три-четыре в руках наготове) заставили "французов" лечь на землю и просить "пардону". Свершилось - "целый мир увидел, как могуч башкир"!

Там же, на Бородинском поле, родился у Ильдара проект памятного знака погибшим землякам. Удалось и водрузить его, осуществив историческую справедливость, так как ни один из трехсот имеющихся под Бородиным, о подвигах доблестных "амуров" не упоминает. Но через некоторое время узнал - убрали его обелиск... Не ведал Ильдар, что памятники стихийно не устанавливают. Этот вопрос надо решать на государственном уровне.

Кахым-туря

В художественном музее им. М. В. Нестерова находится акварель А.Орловского "Всадник-башкир". По легенде, художнику позировал прославленный полководец, первый башкир, закончивший Петербургскую военную академию, - Кахым-туря. Не удалось герою-победителю вернуться в родные края, смерть подстерегла его в пути. Умирая, оставил он завет:

Коль умру - помяните,
Бел-горюч камень
В изголовье положите
С именем Кахыма-батыра.

Нет пока на башкирской земле каменной стеллы в честь ее сынов-победителей, прославленных "Северных амуров". Но она непременно будет. Недаром же волна за волной поднимаются из глубин народной памяти имена, события, даты.

Светлана Соболевская



Сайт управляется системой uCoz