ФЭНТЕЗИ — СКАЗКИ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ
("Воскресная газета" № 51, 14-20 декабря 2000 г.)

Terra incognita

На днях в культурной жизни Уфы произошло неординарное событие: во Французском зале Национального музея РБ открылась выставка уфимского художника Николая Куприянова, работающего в стиле "фэнтези". Что такое фэнтези, откуда пришло это направление, как зародилось в нашем городе? На эти вопросы отвечают искусствовед Светлана Соболевская и сам художник, один из "отцов-основателей" стиля фэнтези в республике.



— Фэнтези — это и сказка, и фантастика, и путешествие. Это нечто, объединяющее людей всего мира: вечные символы и архетипы сознания — драконы, феи, принцы, знаки зодиака. Фэнтези — игры культуры для взрослых, стоящие на ступеньку выше детских игр, но в то же время объединяющие миры взрослых и детей. Это искусство, тесно связанное с литературой, с музыкой, с танцем. Во всем мире стиль фэнтези необыкновенно популярен и любим. Но в каждой стране, в каждой культуре он получает свое воплощение. В Америке фэнтези — это прежде всего Диснейленд. Американское фэнтези агрессивно, мускулисто, напористо. Во Франции фэнтези пропитано духом эротики, чувственных наслаждений. В России, в особенности у нас в республике, на стыке двух великих культур — тюркской и славянской, стиль фэнтези приобретает особый необыкновенный смысл и оттенки. Жаль, правда, что пока у нас в эту увлекательную игру включается гораздо меньше взрослых, чем могло бы...

— И все-таки, давайте начнем с начала. Как и когда фэнтези "прописалось" на уфимской земле?

— Все началось с полета Юрия Гагарина в космос...

— ???

— Да, да, именно прорыв в космос открыл дорогу и к новым представлениям в искусстве, новому космогоническому взгляду на жизнь. В начале 80-х некоторые уфимские художники собирались в обсерватории в парке имени Ивана Якутова, общались, рассматривали полузапрещенные тогда репродукции с картин Сальвадора Дали, слушали музыку группы "Пинк Флойд", словом, погружались в какой-то новый неведомый мир. Это было время фильмов Андрея Тарковского, запойного чтения фантастики, время "мыслящего океана" Станислава Лема. В Уфе все эти новые идеи и представления были сформулированы в "Манифесте гениализма", автором которого стал художник Евгений Малютин, а подписали Манифест Наиль Латфуллин, Николай Куприянов, Михаил Спиридонов, Мирас Давлетбаев, Владимир Жигулин. Именно их можно считать основоположниками стиля фэнтези в изобразительном искусстве в нашей республике.

Тогда же директор обсерватории астрофизик Анатолий Денисов заказал Владимиру Жигулину триптих по мотивам повести Алексея Толстого "Аэлита". Эту картину, которая сейчас находится в Уфимском планетарии, Владимир Жигулин писал вместе с Александром Журкиным, слушая музыку "Пинк Флойд". Ее-то и можно считать первой работой в стиле фэнтези, написанной в Уфе, хотя девушка, изображенная на полотне — это возлюбленная Жигулина Елена Журавлева. Реальная любовь, реальная осень, реальное ощущение счастья и тоски по несбыточному в триптихе приобрели какой-то фантастический космический отблеск.

— Николай, а как вообще рождаются и возникают идеи и сюжеты картин-фэнтези?

Сон царевича. 1998 По-разному. Интересна, например, история создания моей картины "Сон царевича" Однажды, во время очередного празднования Аксаковских дней в Доме-музее писателя, знакомый художник, впервые выставив свои картины на обозрение, сказал: "Я спал, спал и проснулся...". Председатель Международного аксаковского общества Вячеслав Клыков немедленно отреагировал: "Да, российская провинция пока спит, но видит не пустые, а золотые творческие сны". Потом в Уфе прошел Собор русских. Два этих события натолкнули на сюжет, где я попытался соединить мир реальный и ирреальный, грезы о будущей золотой, богатой России и символы прошлого — Лев, Дракон с оленьими рогами, кораблики, плывущие к острову Буяну... Когда я работал над этой картиной, то думал о России как о стране не дураков, а гениев.

Роза Парацельса. 1996 — Николай, мне очень нравится Ваша картина "Роза Парацельса", хотя я не совсем понимаю, о чем она. Объясните?

— Это самая сюрреалистическая история. Сначала мне вспомнилась древняя японская сказка про серебряную ящерицу, потом миф о средневековом алхимике Парацельсе, который пытался получить золото с помощью алхимии. Когда начал рисовать ящерицу, откуда-то появилась игрушка на нитке, фонарик. А так как мне очень хотелось назвать картину "Роза Парацельса", пришлось нарисовать и розу.

— А откуда это Ваше увлечение Китаем, драконами?

— О! Драконы пришли из древних китайских легенд о философе и живописце У Дао Дзы. (Его-то как раз и можно считать основателем стиля фэнтези в мировой живописи). По легенде однажды У Дао Дзы нарисовал дракона так правдиво н достоверно, что тот ожил и улетел с холста. Бог наказал художника за излишнюю достоверность. Я написал картину, из которой дракон улетел. Он сидит на рамке, вцепившись в нее когтями, и смотрит на художника, а художник снова начинает рисовать дракона, но уже с натуры, созданной им, и ожившей.

У Дао-цзы, рисующий дракона.1996 — Получается, по идее, что художник может творить натуру, которая становится живее его самого? Завязывается диалог?

— Как раз диалог в творчестве меня больше всего интересует. Обычно так бывает: писатель написал — читатель прочитал, художник нарисовал — посетитель выставки посмотрел, актер выступил — зритель похлопал. И все! Совсем другое, дело, когда встречаются два художника и между ними завязывается диалог. Фэнтези дает великолепную возможность для диалога художников. Не случайно на Западе это направление сначала возникло как прикладное искусство книжной иллюстрации. Там иллюстрация важнее даже чем текст, потому что книгу надо продать. Изначально там обложки к книгам рисовали как картины — маслом. Искусство оформления книги — самая массовая культура на Западе. И все смотрят туда, ожидая, что настоящая-то культура придет с Запада. И не могут повернуть голову, чтобы увидеть свое...

— А у нас ведь действительно можно многое увидеть. Меня лично потрясает феномен башкирской живописи. Какие имена! Краснов, Буганин, Валетовы, группа "Чингис-хан"... Разве они все не работают в стиле фэнтези?

— Нет. Сами себя они не причисляют к этому направлению. У Краснова — поток фантастики, предвидения научно-технических достижений. Буганин называет свое творчество "комфортабельным модернизмом". Александр Журкин — сюрреализмом. И только Ильдар Волигамси безоговорочно считает, что работает в стиле фэнтези...

— Подытоживая сказанное, уточним: фэнтези — это капризная, пустая мечта художника или фантастический прорыв к новому, на базе больших знаний, интуиции?

— Не фантазия — отклонение от правды и достоверности, а наоборот, научная истина — часть фантазии. Фантазия — часть научного предвидения. А на ее основе с помощью фактов наука и искусство тоже выстраивают замечательную картину мира. Фэнтези — это мифология, вобравшая в себя массу фактического материала, упорядоченного творческой энергией человека.

— Здорово сказано! На этом и поставим точку и пригласим читателей "ВГ" на выставку во Французский зал Национального музея РБ.


Светлана Гафурова
Сайт управляется системой uCoz