К 150-ЛЕТИЮ ВЫХОДА В СВЕТ "СЕМЕЙНОЙ ХРОНИКИ" И "ВОСПОМИНАНИЙ" С. Т. АКСАКОВА

Мемориальный Дом-музей С. Т. Аксакова.jpg

Дагерротип С. Т. Аксакова. 1850-е годы    Илюстрация И. Шиляева к'Воспоминаниям' Аксакова   Обложка английского издания 'Семейной хроники' Аксакова 1996 г.   Г. О. Иванова

В Мемориальном Доме-музее С. Т. Аксакова открылась выставка, посвященная 150-летию биографических повестей писателя. Ее автор – главный хранитель музея Галина Олеговна Иванова. Точнее сказать, она стала автором сразу двух взаимодополняющих выставок.

Первая выставка представляет собой фотомонтаж из нескольких сотен фотографий, растянувшийся по залам музея с этажа на этаж. На ней представлены эпизоды жизни музея с момента его основания в 1991 году. Фотографии необыкновенно красивы. Большинство из них рассказывает о Международных аксаковских праздниках, проходящих в городах и селах Башкортостана в сентябре, когда багрянец листьев и синева небес придают чарующее великолепие природе. В эти дни в музей приезжает множество званых гостей: именитые писатели, артисты, ученые, политики России и зарубежья. Все гости участвуют в карнавальном буйстве фольклорного веселья вместе с самодеятельными артистами в ярких национальных костюмах, представляющими десятки народностей, населяющих республику с незапамятных времен...

Вторая выставка посвящена 150-летию «Семейной хроники» и «Воспоминаний» Аксакова. Она представляет собой собрание книжных раритетов. Казалось бы, среди феерического разнообразия фотосюжетов скромная экспозиция с чисто литературным содержанием может затеряться. Но Галина Олеговна сознательно построила обе выставки на контрасте, и сдержанное благородство одной стало логическим завершением ярмарочного веселья другой. Да, так раскрылось землякам имя Аксакова: оно притягивает к нему в гости разноязыкие народы для веселья и общения, а затем наступает час уединения с книгой, воссоздающей события двухвековой давности. Вступает в свои права отшумевшее время.

В центре витрины с книгами находится первое прижизненное издание этих произведений, опубликованных в одном томе. Оно было издано в типографии Л. Степановой в Москве в 1856 году. Рядом с ним пятое издание тех же сочинений, реликвия из собрания одного из подвижников создания музея, уфимского врача Владимира Анатольевича Скачилова, о чем свидетельствует его именная печать на титульном листе. Книга была издана в 1879 году с воспроизведением портрета писателя (гравюра с дагерротипа) и добавлением последнего его рассказа «Встреча с мартинистами».

Все библиографические редкости трудно перечесть. Представлено здесь издание «Семейной хроники», впервые осуществленное в Уфе, на родине писателя в 1983 году в серии «Золотые родники» (тираж 100000 экземпляров). Предисловие к нему под заголовком «Перечитывая «Семейную хронику» написал М. А. Чванов, ставший в 1992 году директором музея.

Особое место занимает английское издание «Семейной хроники» 1996 года, преподнесенное внуком переводчика Джеймса Даффа Ричардом Даффом в 1997 году. В переводе Даффа, осуществленном в 1916 году, «Семейная хроника» обрела новое название: «Русский джентльмен». Так перед англоязычными читателями предстал главный герой повести, Степан Михайлович, прототипом которому послужил дед писателя. На обложке воспроизведен его портрет – вопреки исторической правде с длинной бородой и усами. Книга вышла в серии «Классики мировой литературы» со вступительной статьей Эдварда Крэнкшоу.

Десять лет тому назад по заказу музея в московском издательстве «Камея» был выпущен тиражом 10000 экземпляров изящный том сочинений С. Т. Аксакова, соединивший «Детские годы Багрова-внука» и «Воспоминания». Очень быстро уфимцы и гости города его раскупили, и вновь произведения Аксакова в дефиците.

Светлана Соболевская, искусствовед
Сайт управляется системой uCoz