ДО «ОБЫКНОВЕННОГО ЧУДА» БЫЛ «АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК»

Виктор Попков Двое.1966    Кадр из фильма 'Аленький цветочек' 1977

Телеканал 'Вся Уфа' готовит программу о музее 'Алоцвет'       Николай Куприянов. Волшебное царство 1992       Студенты БГПУ на акции '150 лет 'Аленькому цветочку'

В 2008 году исполняется 150 лет сказке Сергея Тимофеевича Аксакова «Аленький цветочек». В Уфе юбилейные акции решено было начать в феврале и продлить их до конца года.

В Мемориальном доме-музее писателя открылась большая ретроспективная выставка изданий сказки разных лет. В кинозале Башкирского государственного педагогического университета имени Акмуллы прошел вечер памяти безвременно ушедшего «Принца из детства» - Александра Абдулова. Немногие знают, что за год до блистательной роли в «Обыкновенном чуде» Марка Захарова актер сыграл роль зачарованного Принца-Чудища в «Аленьком цветочке» режиссера Ирины Поволоцкой по сценарию Натальи Рязановой.

В фильме снимались Лев Дуров (отец) и Алла Демидова (чародейка). Каждый раскрыл разные ипостаси любви: у отца она заботливая, жертвенная, у самовлюбленной придворной дамы – коварная. Но чары магии рассеивает чистая сердцем девица Алена (Марина Ильичева). У Абдулова роль почти бессловесная, лишь изредка на просьбу красавицы не прятаться, он приглушенно-робким голосом отвечает: «Я не прячусь. Я на тебя смотрю».

Поэтика фильма подобна чарующему сну, чему во многом способствуют панорамные пейзажи русских раздолий и музыка Эдисона Денисова. Съёмки проходили во дворце Петергофа, в интерьерах XVIII века – времени появления сказки о красавице и звере в России. В сценах на купеческом подворье приняли участие артисты фольклорного ансамбля Дмитрия Покровского. Много усилий и фантазии потратили создатели фильма для раскрытия сакрального смысла сказки: это и оживающие портреты, и блуждающие павлины, и вставная новелла об отцеубийце царе Максимилиане.

В отличие от одноименного мультфильма Льва Атаманова, вышедшего на экраны в 1952 году и адресованного детской аудитории, художественный фильм интересен подросткам, тем, кто уже пережил терпкость первой влюблённости.

Красота многих кадров подобна живописным полотнам. Сцена пробуждения влюбленных заставляет вспомнить картину Виктора Попкова «Двое». Любопытно, что шедевр Попкова создан под впечатлением итальянского фильма «Нищие». В свою очередь «Аленький цветочек» Ирины Поволоцкой повлиял на создание уфимским художником Николаем Куприяновым в 1992 году живописной феерии «Волшебное царство». Правда, знакомства с фильмом и научного исследования текста сказки оказалось недостаточно. Повинуясь творческой интуиции художник и в Астрахани побывал, где сказочница Пелагея у персиянских купцов сказку узнала. И по заповедным цветочным полям башкирской земли путешествовал в поисках реликтовых чудо-растений. Там и пришло к нему озарение, что Аленький цветочек – это красное солнышко, краше которого ничего нет на белом свете. Оно и землю цветами наряжает, и любовь в сердцах пробуждает…

И фильм, и живописная феерия предлагают свою трактовку потаённого смысла сказки. В этом нет ничего удивительного, - Аксаков писал, что воспроизводя полузабытый за давностью лет сюжет, он стремился сохранить следы прикосновения (а значит и соавторства) многих сказочников и сказочниц.

В Уфе, на родине С.Т.Аксакова фильм «Аленький цветочек» так же популярен, как «Белое солнце пустыни» среди российских космонавтов. Кадры из фильма можно посмотреть на сайте музея «Алоцвет» в разделе "Фильмы".
Сайт управляется системой uCoz