Библиотека      На главную


Кино под сводами Аксаковского дома

От Киево-Печeрской лавры до виллы де Балластера

Недавно в уфимском Мемориальном доме-музее Сергея Тимофеевича Аксакова работала съемочная группа. Шла работа над новым документальным фильмом об истории аксаковского рода. Съемки велись как в залах нашего музея, так и в его окрестностях. В планы группы входила и поездка в музей семьи Аксаковых в селе Надеждино Белебеевского района - на родине Ивана Сергеевича Аксакова.


Новый документальный фильм создается по заказу федерального канала "Культура", его рабочее название "Россия аксаковская". Такой крупномасштабный проект снимается впервые. Фильм будет состоять из трех частей по сорок шесть минут каждая. Авторы сценария Виктор Семенович Листов, Татьяна Михайловна Аксакова и Алексей Станиславович Кулешов, режиссер-сценарист академик Академии российского телевидения ТЭФИ Игорь Иванович Калягин.

Грандиозность этого проекта состоит как в широте географического охвата мест, связанных с именем Аксаковых не только в России, но и за рубежом, так и в намерении показать на реальных фактах и через человеческие судьбы историю древнего рода - с самых глубин и до наших дней.

Съемки фильма проходили и в Троице-Сергиевой лавре, и в храмовом комплексе Завидово на границе Московской и Тверской областей, в Московском Кремле и мэрии Москвы, в Санкт-Петербурге, на раскопках в Новгороде Великом, в Вятских Полянах. За границей были охвачены места, связанные с пребыванием представителей аксаковского рода, чьи предки некогда эмигрировали. В Буэнос-Айросе, например, вилла де Балластера, где проживает Марина Александровна Аксакова (урожденная Гершельман, внучка последнего генерал-губернатора Москвы) - жена гардемарина Сергея Сергеевича Аксакова, последнего офицера русского императорского флота. В Австралии в Сиднее съемочная группа встречалась с сыном Ады Павловны Аксаковой Алексеем Владимировичем Львовым, внуком Н.Н.Львова - Товарища Председателя Третьей Государственной Думы. Довелось снимать и парижский район Пасси.

Фильм, как уже упоминалось, делится на три части. Первая посвящена основателю аксаковского рода - внуку шведского короля Олофа I Шимону Африкановичу, сподвижнику преподобного Феодосия Печерского, одного из создателей Собора Успения Пресвятой Богородицы, речь о самом древнем храме в Киево-Печерской лавре. Сегодня этот храм частично восстановлен (был разрушен во время Великой Отечественной войны).

В Московском Кремле имел свое подворье другой известный предок Аксаковых - тысяцкий Протасий Федорович Вельяминов. Под его руководством со временем будет построен первый каменный храм Кремля Успенский собор. Кстати, в нем среди фресок увековечено изображение Вельяминова в сцене, где митрополит Петр благословляет Протасия Федоровича на богоугодные дела.

Внук Протасия, Тимофей Васильевич, названный историками Великим Воеводой, - царский окольничий. К нему обращена княжеская грамота Дмитрия Ивановича Донского, подписанная и скрепленная собственной княжеской позолоченной печатью с изображением почитаемого князем святого Дмитрия Солунского. Этот документ XIV века также нашел отражение в фильме.

Во второй части ленты будут представлены "Семейные хроники" Аксаковых. Причем начиная с Сергея Тимофеевича и заканчивая Татьяной Александровной Аксаковой-Сивере, чья хроника охватывает период с конца XIX по начало XX века.

Историческим судьбам Аксаковых в послереволюционный период посвящена третья часть фильма. И здесь создатели предлагают зрителю рассказ о судьбах Михаила Георгиевича Аксакова, героя КВЖД, расстрелянного в 1938 году, и двух Сергеев Сергеевичей Аксаковых. Один из них, правнук писателя, был основателем Шанхайской консерватории, композитором, в советское время преподававшим в Минской консерватории. Судьба другого сложилась более драматично. В 1917 году он должен был получить высшее морское образование и стать гардемарином. Государственным экзаменом в этой школе является кругосветное путешествие, в которое он и отправился в самом начале 1917 года из Сингапура. После октябрьских событий судно вынуждено было пристать во Владивостоке, где в 1920 году Сергей Сергеевич получил звание мичмана, а весь их курс стал фактически последними гардемаринами императорского флота. Последнюю службу нес, сохраняя остатки русского императорского флота (двести кораблей и подводные лодки), в африканском порту Бизерте. Затем Сергей Аксаков был редактором "Морского журнала", который даже среди эмигрантов распространялся тайно, так как считался слишком откровенным.

Новый проект канала "Культура" обещает быть необыкновенно увлекательным и познавательным еще и потому, что привлечены к его созданию лучшие творческие силы. Игорь Калягин, режиссер-сценарист фильма, известен как мастер исторических хроник. На канале "Культура" в разное время демонстрировались его циклы "Святыни христианского мира" из восьми фильмов и "Библейские сюжеты", многосерийная документальная лента, где библейские сюжеты рассматривались сквозь призму творчества писателей, поэтов, художников, кинематографистов.

Работы этого мастера отличаются не только пристальным вниманием к детали, неожиданными ракурсами, но и заинтересованностью в том, чтобы показать неповторимость каждой отдельной личности, умением передать историю через конкретную человеческую судьбу. Именно такой подход станет главным в новом фильме о птенцах аксаковского гнезда, труды и дни которых составляют не одну страницу многовековой истории России.


Татьяна Петрова,
старший научный сотрудник
Мемориального дома-музея С.Т.Аксакова.



Впервые опубликовано в газете "Вечерняя Уфа" 8 августа 2008 г.
Сайт управляется системой uCoz