ИСТОРИЯ ОБ АМУРЕ И ПСИХЕЕ

Амур и Психея. Джулио Картари(?). Конец XVII века. Санкт-Петербург, Летний сад    Амур и Психея. Джулио Картари(?). Конец XVII века. Санкт-Петербург, Летний сад    Амур и Психея. Джулио Картари(?). Конец XVII века. Санкт-Петербург, Летний сад

Любопытство Психеи


Укоренилось мнение, что литературные сказки о Красавице и Чудовище, в том числе и "Аленький цветочек" имеют один первоисточник: новеллу "Амур и Психея" из романа "Золотой осел" Апулея (II век нашей эры).

В энциклопедии "Мифы народов мира", изданной в Москве в 1992 году в статье "Психея" читаем:

"Объединив различные мифы о Психее, Апулей создал поэтическую сказку о странствиях человеческой души, жаждущей слиться с любовью (Apul. Met. IV 28 - VI 24). С помощью Зефира Амур получил в жены царскую дочь Психею. Однако Психея нарушила запрет никогда не видеть лица своего загадочного супруга. Ночью, сгорая от любопытства, она зажигает светильник и восхищенно смотрит на юного бога, не замечая горячей капли масла, упавшей на нежную кожу Амура. Амур исчезает, и Психея должна вернуть его себе, пройдя множество испытаний. Преодолев их и даже спустившись в Аид за живой водой, Психея после мучительных страданий вновь обретает Амура, который просит у Зевса разрешения на брак с возлюбленной и примирения с Афродитой, злобно преследовавшей Психею. Рассказ Апулея имеет явно фольклорные и мифологические истоки, до него, однако, литературно не зафиксированы. Русская народная сказка в обработке С. Т. Аксакова "Аленький цветочек" разрабатывает тот же древний сюжет.

Далее приводится солидный перечень произведений искусства и литературы, воспроизводящих этот сюжет:

В античном искусстве Психея изображается в виде бабочки или крылатой девочки (этрусские скарабеи, рельефы, терракота). На геммах 3-1 вв. до н. э. встречаются бесчисленные трактовки темы Амура и Психеи. Особенно популярен сюжет ловли Психеи-бабочки Амуром с горящим факелом в руке. Бабочка Психея изображалась на многих надгробиях над черепом и другими символами смерти. На помпейских фресках Психея изображалась с атрибутами муз - грифелем и флейтой. Многочисленные Эроты и Психеи, занятые собиранием цветов, работами на маслобойне, встречаются на фресках дома Веттиев в Помпеях. К теме Амур и Психея обращались Джулио Романо, Рафаэль, П. Рубенс, А. Канова, Б. Торвальдсен и др. Аллегорическое толкование мифа об Амуре и Психее у Кальдерона в двух ауто. К теме Психее обращались Ж. Лафонтен ("Любовь Психеи и Купидона"), Мольер (драма "Психея") и др.

Иллюстрациями к статье служат репродукции: картины "Амур и Психея" Ф. Жерара (1798, Париж, Лувр) и римской мраморной копии "Эрот и Психея" с греческого оригинала 1-й половины 2 века до н. э. (Рим, капитолийский музей). Однако в энциклопедии ничего не говорится о самом первом в России памятнике культуры, посвященном Амуру и Психее - скульптурной группе из Летнего сада, установленной там еще в Петровскую эпоху и сохранившейся до наших дней.

В этом году осенью я была в Санкт-Петербурге. В первый же солнечный день, который пришелся на 18 октября, я поспешила в Летний сад и специально для "Алоцвета" сделала несколько фотографий скульптуры "Амур и Психея". Лучи заходящего солнца придавали ей торжественное золотое сияние. Кто же автор этой скульптурной группы? На табличке, помещенной рядом, значилось: "Школа Бернини". Позже, в Интернете (http://www.artsstudio.ru/rest-sum-gad-history.htm) я нашла более подробное описание скульптуры

Амур и Психея. Джулио Картари(?). Конец XVII века

Скульптурная группа, представляющая подлинный раритет, была приобретена в Риме в 1719 году Ю.Кологривовым и находилась изначально в павильоне "Грот".
"Амур и Психея" - одно из наиболее интересных в художественном отношении произведений в собрании скульптуры Летнего сада. Сюжетом для него послужила поэтическая легенда о любви сына богини Венеры Амура к прекрасной девушке Психее.
Сюжет взят из произведения "Метаморфозы" древнеримского автора Апулея (II век н.э.). В изложении Апулея, Психея была столь прекрасна, что вызвала ревность богини красоты Венеры, и та подослала к ней своего сына Амура, чтобы он нанес рану Психее. Но когда Амур увидел девушку, он не стал причинять ей вреда, а перенес ее тайком в свой чертог и посещал ее по ночам, в полной темноте, запретив ей видеть свое лицо. Коварные и завистливые сестры подучили Психею нарушить запрет, и она попыталась при помощи ночника рассмотреть своего возлюбленного.
Перед нами - прекрасный миф, застывший в мраморе: восхищенная Психея наклоняется к своему таинственному супругу. Через мгновение капля горячего масла, падающая из светильника, разбудит Амура, и он в гневе покинет Психею. Девушке придется перенести немало испытаний, прежде чем она вновь обретет своего любимого.


По-видимому, эту скульптуру видели множества поколений россиян на протяжении около трех столетий. Был среди них и Пушкин, писавший, что он "читал охотно Апулея, а Цицерона не читал". Мог видеть эту скульптурную группу и Н. И. Новиков, пропагандировавший любопытство как двигатель просвещения: "не погашайте любопытства детей ваших". Да и в сказке С. Т. Аксакова "Аленький цветочек" любопытство героини служит двигателем развития сюжета (чего, кстати, нет в сказке Лепренс де Бомон "Красавица и Чудовище").

Всю полноту впечатлений от скульптуры можно получить, хорошо зная сюжет. Мне пришлось наблюдать, как две великовозрастные девицы хихикали, глядя на скульптуру, будто им только что рассказали скабрезный анекдот. Мне же показалось, что скульптор запечатлел прекрасный миг преображения: при свете лампы Психея увидела своего супруга прекрасным богом любви, а не тем мерзким чудовищем, каким он казался в ее воображении благодаря наветам сестер: "спит с тобою по ночам огромный змей, извивающийся множеством петель, шея у которого переполнена вместо крови губительным ядом и пасть разинута, как бездна"

Что же видит она?

"Видит она золотую голову с пышными волосами, пропитанными амброзией, окружающие молочную шею и пурпурные щеки, изящно опустившиеся завитки локонов, одни с затылка, другие со лба свешивающиеся, от крайнего лучезарного блеска которых сам огонь в светильнике заколебался; за плечами летающего бога росистые перья сверкающим цветком белели, и, хотя крылья находились в покое, кончики нежных и тоненьких перышек трепетными толчками двигались в беспокойстве; остальное тело видит гладким и сияющим; так что Венера могла не раскаиваться, что произвела его на свет."

О, сладкий миг истины! За ним последует пробуждение Амура и наказание Психеи. Но тяжелые испытания в конце концов завершатся вечным блаженством, так что прав был скульптор, воспевший любопытство героини, которое помогло ей победить.

Посещение Амура

Не надо думать, что любовные истории, достойные Амура и Психеи, остались где-то в далеком прошлом. Уфа и Санкт-Петербург стали местом романтических свиданий двух поэтов: Светланы Хвостенко и рок-звезды Юрия Шевчука. На память об этом осталось прекрасное стихотворение. Интересно оно тем, что соединяет тему "Амура и Психеи" с "Аленьким цветочком", а страдания любви приводят к обретению бессмертия.

Посещение Амура

Земля горела под ногами так,
Что выгорела вся, и вот осталось
Огромное спокойное пространство.
Ступаю за порог - туда ступаю.
Иду к тебе - а прихожу к нему.
Оно везде, и от него не скрыться.

Горящий уголь в маленькой ладони
Сперва на коже четкий след оставил
И постепенно стал вгрызаться в мясо,
Он был прекрасен, Аленький цветок,
Питавшийся моей кричащей плотью,
И мякоть поглотив, взялся за кость.

Когда руки не стало, оказалось
Она целее прежнего. Вот только
Ты взять ее в свою никак не можешь,
Но это ничего. Зато такая
Рука уже спокойно прикоснется
Хотя бы к пламени Армагеддона.
И это все история любви.


Капсула времени

Часы каминные с двумя рельефными фарфоровыми медальонами 'Урок Амура' и 'Урок Амуру'. Париж. Конец XVIII века. Государственный Эрмитаж.            Генрих Фюгер (1751-1818). Портрет князя Н.Б. Юсупова. Государственный Эрмитаж.

Князь Юсупов. Рисунок А. С. Пушкина - титульный лист для стихотворения 'К вельможе'.    Библиотека князя Н.Б. Юсупова. Среди экспонатов представлена фигура Жан-Жака Руссо, сидящего в кресле, работы неизвестного русского (?) мастера начала XIX в.

День за днем ищу артефакты-диковинки для сайта "Алоцвет". Старинные часы с Амуром и Психеей нашлись в коллекции известного вельможи Н. Б. Юсупова. Да и сам сайт (http://www.museum.ru/gmii/pre.htm - далее приведена ссылка на копию этой страницы), посвященный уникальной выставке "Ученая прихоть", состоявшейся в 2001 году в Государственном Музее Изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве представляет собой уникум - капсулу времени активного переживания эротических мифов на языке искусства.

О том, что собрание Юсупова "законсервировало" золотые страницы дней Екатерины II, великолепно написал А. С. Пушкин в стихотворении "К вельможе" (1831 год)

...Ступив за твой порог,
Я вдруг переношусь во дни Екатерины
Книгохранилище, кумиры, и картины,
И стройные сады свидетельствуют мне,
Что благосклонствуешь ты музам в тишине,
Что ими в праздности ты дышишь благородной.
Я слушаю тебя: твой разговор свободный
Исполнен юности. Влиянье красоты
Ты живо чувствуешь. С восторгом ценишь ты
И блеск Алябьевой и прелесть Гончаровой.
Беспечно окружась Корреджием, Кановой,
Ты, не участвуя в волнениях мирских,
Порой насмешливо в окно глядишь на них
И видишь оборот во всем кругообразный.

На титульном листе стихотворения Пушкин собственноручно изобразил Н. Б. Юсупова таким, каким он застал его в конце жизни.

В очерке С. Т. Аксакова "Яков Емельянович Шушерин и современные ему театральные знаменитости" Н. Б. Юсупов изображен как тонкий знаток театра, чьим мнением дорожил Шушерин, будучи начинающим актером.

Сайт управляется системой uCoz