Николай Куприянов:
В УФЕ ПЕЙЗАЖ СТАЛ СОВЕРШЕННО КОМПЬЮТЕРНЫМ

("Республика Башкортостан" № 202. 14.10.2006)

Похоже, что и Дюрер был знаком с высокими технологиями



Никто не спорит с тем, что возможности компьютерной техники безграничны. Вопрос в том, насколько машинные технологии имеют право вторгаться в столь тонкую материю, как изобразительное искусство. Вмешательство набора микросхем в область личностного самовыражения вызывает у многих негодующее фырканье, высокомерное презрение и бурные споры, подобные давним спорам физиков и лириков, материалистов и идеалистов, атеистов и верующих. Но Николай Иванович Куприянов, уфимский художник и педагог, похоже, успешно сочетает в своей работе потенциал компьютерной техники и вдохновение творческой личности. Поводом для нашей беседы послужил учебник Николая Ивановича "Рисуем на компьютере", вышедший в издательстве "Питер" в серии "Самое главное о…"


- Николай Иванович, литературы по работе с компьютером очень много, в том числе и по компьютерной графике. Почему возникла необходимость в новом учебнике, и чем он отличается от других учебников по этой теме?

- Я веду со студентами занятия по рисунку, а поскольку студенты - народ молодой, со множеством интересных мыслей, то захотелось на своих уроках заняться чем-то нестандартным, что и вылилось в идею рисования комиксов. Комиксы эти позднее были изданы в виде университетского сборника, устраивалась выставка нескольких авторов, и даже состоялась персональная выставка студента Бориса Котельникова. Идея настолько увлекла ребят, что последовали и дипломные работы в том же направлении, но уже более серьезные, в жанре мультипликационного кино. Из семи сделанных фильмов по меньшей мере три заслуживают серьезного внимания. Процесс это сложный, у нас тут не студия Уолта Диснея, где трудится целая команда. Поэтому студент, взявшийся за выпуск собственного фильма, помимо умения рисовать, должен обладать задатками режиссера, сценариста, а самое нелегкое - заниматься озвучиванием, к которому привлекаются в основном сочувствующие сокурсники. Тем не менее находятся энтузиасты, которые трудностей не боятся и смело берутся за дело. Сам я пока создавал только короткие ролики, да и в комиксах не считаю себя мастером. Моя задача - создавать условия для развития способностей студентов.

- Получается, компьютерная графика выделилась в самостоятельную дисциплину?

- Да, есть такой предмет в учебной программе. Я преподаю его уже пятый год, и, конечно, в процессе обучения возникла нужда в хорошей, внятной методической литературе. Особенность моего учебника видна уже на обложке - использование программы WORD. Многие считают, что текстовый редактор для рисования совершенно непригоден. Но это далеко не так. В учебнике есть рекомендации по работе еще в трех программах, предназначенных для создания графики и анимации. Читатели оценили такой подход: в нынешнем году выпущен дополнительный тираж книги "Рисуем на компьютере".

- На кого рассчитан ваш учебник, если рассматривать его с точки зрения рынка?

- Конечно, написан он для студентов, и не просто студентов, а для студентов-художников, и не просто художников, а художников - будущих педагогов. Существует, на мой взгляд, проблема нерационального использования компьютеров в школе. Ведь в основном здесь ведется преподавание информатики, да и то в ряде случаев в ограниченном объеме. Многие издания для детей грешат обилием "сказочно-игрового" текста, вроде бы призванного облегчить понимание, а это отнимает место, время и просто отвлекает от сути дела. Мне кажется, что игра и сказка должны быть в самой графике, а не в инструкции по использованию графических инструментов.

- Имеет ли компьютерная графика будущее как самостоятельный вид искусства или это прикладной вид творчества? Когда-то ведь и фотографию держали в Золушках.

- Вся полиграфия держится на компьютерной графике, реклама, архитектура. В Уфе я вижу: пейзаж стал совершенно компьютерным. Все строящиеся объекты проектировались на компьютере, и на всех объемах, формах, цветовых оттенках это отразилось. Мы живем уже совсем в другом мире. Оформительские некомпьютерные элементы в архитектуре фактически исчезли. Хорошо ли это, плохо ли - не знаю. Некоторые, так сказать, натуралисты говорят: все кругом жесткое, нечеловеческое, механическое, не те цвета. А какие нужны цвета, когда в компьютерных программах их 16 миллионов оттенков - больше, чем различает человеческий глаз? Качество цвета зависит от вкуса и уровня способностей живописца. В этом году у нас готовится дипломная работа в жанре компьютерной живописи на холсте. Есть возможность создать полную имитацию масляной живописи, но надо ли это делать? Компьютерная живопись должна отличаться от традиционной. И она отличается. Эта "непохожесть" вызывает недоумение традиционалистов: не пейзаж, не портрет, неизвестно что. Вот это "неизвестно что" чаще всего можно назвать стилем "фэнтези".

- Почему вам так близок этот жанр?

- Фэнтези - это свобода для художника. Это реальность, которая зависит только от него самого. Хотя и здесь, конечно, есть свои границы.

- Думается, фэнтези во многом отталкивается от мифологии. У вас есть какие-либо предпочтения и любимые художники, творящие в этом жанре?

- Мне ближе всего сказки. Есть прекрасные вещи в этом ответвлении жанра, например, у братьев Хильдебрандт. Это чаще всего делается по конкретному тексту для книг, но техника исполнения - классическая живопись маслом. Тот же популярный Вальехо рисует в очень реальной манере, используя фотографии натурщиков. Фактически это самый академичный способ работы, только ускоренный за счет технологии. Сегодня даже реалисты рисуют не так, как в XVII - XVIII веке. Художники, творящие в жанре фэнтези, как раз и возвращаются к тем временам, на несколько столетий назад. Их абсолютно не волнует, что происходит сейчас. Из русских компьютерных "живописцев" мне запомнились работы художника, засветившегося в интернете под псевдонимом Анри. Из советских художников можно упомянуть Константина Васильева. Сам я начал писать картины маслом в жанре фэнтези еще в 80-е годы прошлого века.

Н. Куприянов. Кот и король. Холст, масло. 1998 г.

- Не кажется ли вам, что чувство прекрасного - врожденное, и в каждом человеке живет художник. Просто система воспитания, окружение истребляют в нас это чувство. Как сохранить его, вырастив незлобного взрослого человека, ведь "гений и злодейство - две вещи несовместные"?

- Вопрос сложный. Конечно, процесс художественного развития ребенка поставлен неправильно. С детей требуют навыков реалистического рисования, а начинать надо в той последовательности, в какой развивалась вся история изобразительных искусств, то есть с пещерного времени. Ребенок сразу попадает не в ту культурную стадию, которая соответствует его возможностям, а в самую последнюю. Все настроено на то, чтобы побыстрее втолкать в детей все новейшие и последние достижения науки, техники и культуры. Ведь были времена, когда человечество не знало ни перспективы, ни анатомии, ни светотени, но художники уже рисовали и даже довольно здорово. Обучение сейчас, условно говоря, идет по двум путям. Одни говорят: "Следует изучать технику рисунка, ту же перспективу". Другие: "Ничего этого не нужно, мы будем самовыражаться". Но даже в простейшем рисунке лица присутствуют элементы анатомии, и детям нужно приложить немало усилий, чтобы в этом разобраться. Как менялись правила изображения человеческих лиц в истории, кажется, вообще мало кого волнует. Самое поразительное что я прочитал за последнее время по искусству, это то, что существуют сомнения: когда же на самом деле жили и творили так называемые "древние греки и римляне" - до нашей эры или они вообще современники Леонардо да Винчи.

- Но есть же какие-то анализы, позволяющие определить возраст скульптуры, например.

- Но те, кто делают анализ - физики и химики, не разбираются ни в истории, ни в искусстве. Возможно, они стараются оправдать ожидания историков и ориентируются на заранее определенные даты. А что касается хронологии: накопившиеся исторические документы впервые были приведены в порядок (распределены по линии времени) лишь в XVII веке. Когда более достоверную хронологию пытаются обосновать математическим, астрономическим или иным каким-либо "объективным" путем, это не вызывает доверия. А если поговорить с художниками: голова Нефертити (XIV век до н. э.) по сложности исполнения сравнима с техникой скульптуры времен Леонардо да Винчи. Или взять творческую манеру Альбрехта Дюрера - такое впечатление, что он был знаком с компьютерной графикой.

- А может, он и сейчас бродит среди нас?

- Не исключено!

Я вышла в мир, завораживающий компьютерными очертаниями зданий, столкнувшись при выходе с мудрым взглядом остробородого прохожего, похожего на Дюрера...


Беседовала Елена ШАРОВА.
Сайт управляется системой uCoz