|
ЕКАТЕРИНА II
 
 
Сегодня в России только редкие специалисты читали эту сказку, да и то по долгу службы, а не из любопытства или «для души» – уж очень тяжеловесен ее язык. Когда-то входила она в состав «Российской азбуки для обучения юношества чтению…» и многократно переиздавалась. Между прочим, посвятила ее императрица своему внуку, Александру, которого мечтала видеть на троне и сама занималась его воспитанием.
Появление сказки «Царевич Хлор» стало началом крупного культурного явления – создания поэтических и живописных произведений на тему Просвещенного монарха, служения монарха Отечеству и его взаимосвязи с народом.
В настоящее время самым известным из них является ода Г. Р. Державина «Фелица» (ее фрагмент, к примеру, опубликован в учебнике истории за 7 класс):
Богоподобная царевна
Киргиз-кайсацкия орды,
Которой мудрость несравненна
Открыла верные следы
Царевичу младому Хлору
Взойти на ту высоку гору
Где роза без шипов растет,
Где добродетель обитает!
Она мой дух и ум пленяет…
Подай, Фелица, наставленье
Как пышно и правдиво жить,
Как укрощать страстей волненье
И счастливым на свете быть…
Подлинный текст Екатерины стал откровением: вот он, таинственный Восток, куда отправил «охотников до чтения» Аксаков! Здесь и киргиз-кайсацкий хан и его ханство, где произрастает заповедная роза. Здесь и киргизская царица Фелица, которой Екатерина подарила свой любезный и жизнерадостный нрав. А рядом муж Брюзга и сын Рассудок, вальяжный Лентяг-мурза и трудолюбивые крестьяне. Тут же и учитель с учениками, по античной методе прогулкой здоравый дух укрепляющие. Да-да, то самое соединение «ренессанса» с восточно-азиатским стилем. А над всем этим парит гора с храмом на вершине, каменистая, где роза без шипов растет, и невидимые музыканты готовы играть для маленького героя на трубах и литаврах музыку согласную
Недостающее звено между Апулеем и Аксаковым исследователи искали в сказках о любви, не учитывая при этом, что «Аленький цветочек» – создан как приложение к повести «Детские годы Багрова-внука».
Повесть и сказка вместе по композиции очень похожи на сочинение императрицы «Царевич Хлор», только царевич проходит свой путь инициации за несколько дней (как и положено сказочному герою), а реальный мальчик формируется день за днем… восемь лет. В результате оба получают свой приз: один символ добродетели – розу, другой – «аленький цветочек» из райского сада народной мудрости.
В повести Аксакова императрице Екатерине II устами главной героини произносятся искренние слова признательности (сказаны они при вести о смерти императрицы):
«Примеряясь к моему ребячьему возрасту, мать объяснила мне, что государыня Екатерина Алексеевна была умная и добрая, царствовала долго, старалась. чтобы всем было хорошо жить, чтобы все учились, что она умела выбирать хороших людей, храбрых генералов и что в ее царствование соседи нас не обижали, и что наши солдаты при ней побеждали всех и прославились».
Повесть писалась в 1856 году, во времена кончины императора Николая I и позорного поражения России в Крымской войне, когда возрос интерес к былому военному могуществу России и Екатерининской эпохе.
|