АРХИПЕЛАГ ШИШКИНА 12 октября 2007 года в Государственной Третьяковской Галерее открылась выставка, приуроченная к 175-летию со дня рождения Ивана Ивановича Шишкина. О предстоящем открытии я узнала еще в начале августа на конференции в художественном музее Самары, от куратора этой выставки, научного сотрудника Третьяковки Галины Сергеевны Чурак. Счастливый случай свел нас за одним столиком за чаепитием. Мы разговорились. Ее заинтересовали возможности Интернета для приобщения аудитории пользователей к несметным богатствам искусства. Почувствовав искреннюю заинтересованность, я поделилась с ней своим опытом Интернет-музееведения. Она же рассказала мне о том, сколько неожиданных мыслей и идей пришло к ней во время работы над юбилейной выставкой Шишкина. В свою очередь я рассказала ей историю из своего студенческого прошлого. В Репинском институте на практикуме по архивоведению мне достались дневники юного Вани Шишкина, содержащие множество рисунков. Вскоре после этого в Русском музее открылась выставка, посвященная 150-летию Шишкина, и глядя на ретроспективу его работ я была поражена смысловым совпадением детских набросков и общеизвестных шедевров. Будто рукой его водило Провидение по известной формуле «не я, но мной». Тогда же был издан роскошный и недорогой альбом о художнике, правда, на английском языке. В Уфе, в художественной среде он был очень популярен – его считали драгоценной редкостью наряду с дефицитными альбомами Сальвадора Дали. Вскоре на одной из выставок перед изумленными уфимцами предстало новое полотно Сергея Краснова «Ода взлетевшему острову» (1984) – свободно парящий в небе остров, в котором угадывались фрагменты шишкинских картин «Мачтовый лес» и «Кама близ Елабуги». Со временем картина так полюбилась, что во многих изданиях стала визитной карточкой художника. «Одой» Краснов представлен и в башкирской энциклопедии. Картина находится в собрании БГХМ им. Нестерова в Уфе. Идеи, заложенные в шишкинских полотнах, волновали Краснова и в дальнейшем. Последняя на Земле сосна в картине «Реликт постиндустриальной эры»(1988) навевает воспоминания о картине «На севере диком…». Поросшие мхом саркофаги деревьев шишкинского «Бурелома» послужили толчком для создания в 2003 году композиции «Архипелаг Шишкина», которую можно трактовать как победу над смертью. Художественный космос, проявившись через одного из художников, не исчезает с его уходом, а наследуется его благодарными потомками, позволяя все глубже проникать в тайны мироздания и личности. О юбилейной выставке Шишкина можно прочитать в новостях портала "Музеи России" Репродукции И. И. Шишкина заимствованы с одной из страниц сайта "Музеи Европы" Светлана Соболевская, искусствовед P.S. Известно, что И. И. Шишкин первым из любимых писателей неизменно называл С. Т. Аксакова |
|