Уфимская Аэлита

ГОСТИНАЯ

Впервые опубликовано в журнале "Уфа". № 5, 2005.

УФИМСКАЯ АЭЛИТА


В. Жигулин. Аэлита.1983 год Среди уфимской интеллигенции директор планетария Анатолий Павлович Денисов обрел популярность в начале 1980-х годов, когда заказал Владимиру Жигулину и Александру Журкину панно для интерьера обсерватории. Казалось бы, что в этом поступке особенного? Дело заключалось в том, что эти художники носили гордое имя отверженных. Творили они под влиянием не менее отверженных гениев - Сальвадора Дали и Андрея Тарковского. Раздражение у представителей официального искусства вызывало и их увлечение Ренессансом, конкретно живописью Леонардо да Винчи. Вот эта гремучая смесь и легла в основу художественного языка их детища, получившего название "Аэлита": нечто среднее между "Джокондой" и васнецовской "Аленушкой". Следить за ходом работы сходились молодые художники, к слову - товарищи Юрия Шевчука. Были среди них Наиль Латфуллин и Евгений Малютин, Михаил Спиридонов и Василий Хананов, Николай Куприянов и многие другие. В 1983 году, когда Аэлита была закончена и водружена на стену, художники, прощаясь с местом привычных встреч, подписали Манифест Гениализма - своеобразный проект культурной революции и вечного братства в искусстве. Обсерватория вскоре закрылась, а панно стараниями Денисова было бережно перенесено в планетарий.

Художники В. Жигулин и М. Спиридонов (в первом ряду) на творческой встрече в планетарии 24 октября 2000 года В 1998 году бывшие "гениалисты" в память о безвременно ушедшем собрате - Наиле Латфуллине решили обнародовать свой Манифест в печатных и научных изданиях республики. Дела минувших лет получили известность, и директор планетария предложил ознаменовать это событие совместной выставкой. Но повзрослевшие мастера кисти ответили отказом - их манили европейские выставочные залы, большие гонорары и прочие атрибуты общепринятого понятия об успехе. Так Аэлита осталась в одиночестве, преданая даже своими авторами. Грусть ее стала еще пронзительнее, еще острее.

В 1999 году в кинокомплексе "Искра" состоялась премьера "Звездных войн" Джорджа Лукаса. Она сопровождалась выставкой фантастических композиций Николая Куприянова, вокруг которой постоянно тусовались "братья по фэнтези" - художники, писатели и фанаты уже нового поколения фантастов. По их просьбе художник продлил работу выставки, перенеся картины в планетарий.

Сотрудники Уфимского планетария на встрече нового 2000 года

Надо ли говорить, с какой трогательной нежностью встретили картины сотрудники планетария. Был разработан план творческих встреч и вечеров. Приближался Год Дракона, и решено было встретить его выставкой детского рисунка "Возвращение уфимского дракона" (в память о драконе, жившем когда-то на берегах Караидели возле Чертова городища). Инициативу поддержал Комитет по Молодежной политике РБ, особенно один из его сотрудников - Михаил Калинин. В адрес жюри конкурса пришло множество рисунков.М. Калинин награждает лауреатов конкурса 'Уфимский дракон' Победителей и их работы торжественно чествовали в День города, которому исполнилось 425 лет. Тогда же в связи с проводимым в республике Годом Молодежи, решено было провести грандиозный симпозиум по фантастике, пригласив на него восходящую звезду - Сергея Лукъяненко. А начать симпозиум в планетарии с диспута о смене литературной эры научной фантастики на эпоху фэнтези.

И симпозиум состоялся! Вокруг планетария блуждали толпы фанатов, мечтая получить автограф... Кира Булычева или кого-нибудь из космонавтов. Таковых на симпозиум не пригласили, что охладило пыл собравшихся. Суета тех дней не позволила сделать столько фотоснимков, сколько бы хотелось. В моем архиве хранится реликт - молодой Сергей Лукъяненко с собратьями по фантастике - писателем Ренартом Шариповым, автором повести "Меч Урала" и художником Ринатом Минибаевым, оформившим обложку этой книги оригинальными гравюрами.

Р. Минибаев, Р. Шарипов и С. Лукьяненко в Союзе писателей Республики Башкортостан. Июль 2000 года

Фантастов тепло встречали в Союзе писателей РБ и студенты УГАТУ, вуза, известного своими плодотворными контактами с учеными Звездного городка. Жаль, не сохранились записи выступлений Лукьяненко. Он говорил много и ярко - не о межзвездных перелетах и внеземном разуме, а о бедах Земли, о компьютерных технологиях, позволяющих программировать войны Н. Куприянов. Пластилиновый рыцарь. 1984как игры, без ощущения боли и крови, а потому еще агрессивнее и масштабней. И еще о многом насущном: фантасты те же пророки, только мы не умеем их слушать. - А что же "Аэлита"? - спросите вы. - Та, которая была первопричиной братства фантастов и давно уже стала легендой уфимской культуры? Ее не заметили - живопись оказывает свое воздействие через века. Пример тому - бестселлер Лукьяненко "Ночной дозор", чье название заимствовано у шедевра Рембрандта, не понятого, в свою очередь, его современниками.

Правда, бывают и счастливые исключения: картины Куприянова на выставке в планетарии заметил московский психолог Геннадий Федотов и нашел их лучшим украшением своей новой книги по психонеймике "Корабль дураков или Сказки о могуществе", которая вскоре и вышла в свет. Один экземпляр автор преподнес в библиотеку планетария.

В апреле в планетарии бывает особенно многолюдно: кто-то стремится быть поближе к звездам 12-го, М.Спиридонов. Девочка-фея. 2003в День космонавтики, кто-то приходит 16-го, в День астрономии. Фотографируются на память у "Аэлиты", не подозревая, что у грустной космической девы есть сестры. Одна из них - Елена, героиня картины Н. Куприянова "Пластилиновый рыцарь"- ровесница "Аэлиты". Две другие - "Светозария" и "Фея" появились на полотнах М.Спиридонова уже в новом тысячелетии.

Светлана Соболевская, искусствовед
Сайт управляется системой uCoz