ГОСТИНАЯ Доклад на Всероссийской научной конференции «Роль Академии художеств в развитии отечественного изобразительного искусства», посвященной 250-летию Российской Академии художеств. 21-22 ноября 2007. Киров. Известно, что академическая живописная традиция с момента своего возникновения опиралась на литературные тексты – возвышенные, наполненные чудесами мифологические сюжеты. Ф. А. Бруни. Видение пророку Иезекиилю. Не позднее 1854 г. Репродукция из книги С. Даниэля 'Библейские сюжеты' 1994 г. ФЭНТЕЗИ Рассматривая недавно альбом современных мастеров живописи в стиле фэнтези братьев Хильдебрандт, я в очередной раз убедился в неразрывной связи академизма и фантастики. Очень похож процесс работы: от эскизов по воображению к натурным штудиям, затем – снова к общей композиции: выполнению картонаи и живописи на холсте маслом. Правда, сегодня натурные штудии часто заменяются фотографиями. 1. Братья Хильдебрандт. Возвращение Гэндальфа. 2. Подготовительный материал Можно вспомнить в этом контексте и о новейшей волне фантастики в компьютерной графике. Множество произведений в этой технике, а также вполне академические уроки и целые пособия по электронной живописи и графике размещены сегодня в Интернете. На мой взгляд, академизм и фантастика – это тема для серьёзных исследований в области истории, искусствоведения, педагогики. Битва с драконом. Репродукция заимствована на сайте http://www.anry.ru ВСТРЕЧА С АКАДЕМИЗМОМ Однако в данном случае речь пойдет не о теории, а о личном опыте. Так случилось, что прохождение курсов повышения квалификации в Ленинграде в 1983 году послужило стимулом для кардинальных изменений в моем живописном творчестве. Я начал работать преподавателем на худграфе Башкирского государственного педагогического института в 1978 году после окончания Уфимского института искусств. В 1983 году подошел срок повышения квалификации и меня направили на четырехмесячные курсы при Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Рисунок автора. Натурщица. Ленинград. 1983 год. (Ходили слухи, что эта натурщица позировала еще самому Валентину Серову) Группа живописцев и графиков, в которую я был зачислен занималась в большой аудитории; помню, что в ней позировало одновременно 5 натурщиков. На фоне вечных проблем с натурой в уфимских учебных заведениях это выглядело впечатляюще. К тому же ленинградские натурщики и натурщицы, независимо от возраста, выглядели как-то особенно живописно и пластично. ЛЕКЦИИ Практических занятий по рисунку и живописи было очень много. Но были и лекции: по истории искусства, по психологии творчества, по технологии живописи. Очень интересным также было знакомство с академической библиотекой: здесь можно было посмотреть специально для нас подобранные редкие и дорогие книги по искусству. Особенно запомнился альбом Рене Магритта: с его творчеством я до этого почти не был знаком. О западном искусстве 20-го века также много и интересно рассказывал Ю. К. Бойтман. Р. Магритт. Могила борца. 1960 г. БЕСЕДЫ С РЕСТАВРАТОРОМ М. М. Девятов проводил с нами неторопливые беседы в уютной мастерской реставраторов. Краски, лаки, разбавители, методы работы от Яна Ван Эйка до Рубенса, – и тут же наглядные примеры: копии шедевров старых мастеров. Вдохновившись, я даже решился выполнить копию эрмитажной картины Рембрандта «Молодая женщина, примеряющая серьги». Рембрандт. Молодая женщина, примеряющая серьги. 1654г ВЫСТАВКИ И ЭКСКУРСИИ Сама по себе возможность постоянно бывать в Эрмитаже, Русском музее помимо занятий – драгоценна. А с наступлением весны мы поехали всей группой на экскурсию в Псков; по пути останавливались в Тарту, заезжали в действующий монастырь. В ленинградском Манеже в тот период прошла замечательная выставка «Человек и природа». Художники из ФРГ поразили и гиперреалистической и свободной фовистской или даже панковской живописью, острыми актуальными сюжетами, призывом к защите природы. К. Фогельгезанг. Большой город. Триптих. 1977 г. Выставка 'Человек и природа', 1983 г. Это был вообще-то рискованный эксперимент для советского выставочного зала: какую экспозицию показать после немцев? Что из советского искусства ни выстави – всё будет вяло или старо. Но нашли выход. В. М. Васнецов Страшный суд. 1885-1896. ГТГ Достали из запасников (кажется, из Русского музея) огромное панно В. М. Васнецова «Страшный суд» и к этому добавили выставку ученика И. Е. Репина деревенского художника-сказочника Ефима Честнякова. Немцы были побеждены. 1. Е. Честняков. Щедрое яблоко 2. Е. Честняков. Поющие у трона МНОГОВЕКОВАЯ КУЛЬТУРА Да, это была кратковременная, но очень серьёзная школа – и в конкретных занятиях, и в самой атмосфере города. Со всех сторон шла информация: какая-то полузапрещенная и от того особенно насыщенная, яркая, возвышенная и возвышающая. И самая современная западная, и древнерусская религиозная культура, и императорская культура, хранимая столетиями и даже тысячелетиями. Санкт-Петербург. Здание Академии художеств. Сфинкс и грифон на набережной РАЗГОВОР С ИСКУССТВОВЕДОМ В каталоге академической библиотеки я нашел автора, знакомого мне по публикациям в московском журнале «Творчество». Помню, что его статья заинтриговала меня не в полнее обоснованной критикой в адрес Сальвадора Дали (тоже, кстати, академиста и фантаста). Оказалось, что автор живет в Ленинграде, окончил Репинский институт, защитил диссертацию по искусствоведению и работает в художественной школе. Мы встретились с ним в зоопарке, и пока руководимые им юные художники рисовали зверей, успели обсудить всё от Сальвадора Дали до советской художественной педагогики, братьев Стругацких, Пуссена и Рубенса. Это был Сергей Даниэль – искусствовед, чьи книги я с тех пор прочитываю с огромным удовольствием каждый раз, когда их удается приобрести или взять в библиотеке. А. Альтдорфер. Битва Александра Македонского с Дарием. 1529 г. Фрагмент. Репродукция из книги С. Даниэля «Искусство видеть» 1990 г. Те давние разговоры с ним послужили существенным импульсом к моим дальнейшим разработкам и публикациям в области художественной педагогики. ПЕДАГОГИКА Те давние впечатления послужили существенным импульсом к моим дальнейшим разработкам и публикациям в области художественной педагогики. Иллюстрации автора из пособия по рисунку «Динамический канон изображения головы человека». 1989 г. ОБРАЩЕНИЕ К ФАНТАСТИКЕ И живопись моя после этой поездки заметно изменилась. Воспринятый дух красоты и свободы, можно сказать, осветил всю мою дальнейшую жизнь. После общения с Честняковым и Рубенсом, Магриттом и Васнецовым все стало на своё место. Сказочные, фантастические сюжеты складывались как бы сами собой: «Изумрудная река», «День Гулливера», "Пластилиновый рыцарь", «Волшебное царство», «Золотой костёр». Было в моём творчестве и несколько евангельских сюжетов, были забавные сценки из китайской мифологии. 1. День Гулливера. 1985 2. Пластилиновый рыцарь. 1984 НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Сейчас я занимаюсь в основном компьютерной графикой и методикой рисунка, разработал и регулярно обновляю два сайта («Говорящая графика» и «Анимасфера»), посвященных этим темам, а также студенческим комиксам и анимации. 1. Кадры из студенческих комиксов 2. Кадры из студенческих анимационных фильмов Вместе с моей женой С. Л. Соболевской мы создали виртуальный музей сказок «Алоцвет» (http://alocvet.narod.ru), посвященный сюжету Красавицы и Чудовища в мировой и отечественной культуре. Н. И. Куприянов, кандидат педагогических наук, доцент кафедры изобразительного искусства Башкирского государственного педагогического университета |