ГОСТИНАЯ


Впервые опубликовано в газете "Ленинец" 21. 11. 1992.

АНГЕЛ ВРЕМЕНИ

21 ноября по христианскому календарю отмечается Михайлов день. Официально в церковном календаре он именуется торжественно: "Собор, Архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных".

Н. Куприянов. Ангел.1992 С именем Архангела Михаила связана необычная, можно сказать, чудесная история, произошедшая недавно в культурной жизни Уфы. Чудо... Некогда слово это было живым, даже популярным. Постепенно, с вытеснением из духовной жизни религии, оно уходило из лексики взрослых. Но дразнит, и манит художников "всё сущее - очеловечить, несбывшееся - воплотить", Под обаянием чудесного пишет свои картины и Николай Куприянов. Его первая, после окончания художественного отделения Уфимского государственного института искусств композиция "Ледовый поход штурмана Альбанова" (1980) была посвящена чудесному спасению из ледового плена с обреченного на гибель корабля нашего земляка, известного полярного исследователя. Затем, а 1984 году появилась картина "Пластилиновый рыцарь" - новелла о девочка и чудо-экране, на котором оживают сказочные грезы. В "Античном мотиве" (1984) - распускаются, подобно бутонам, давно засохшие цветы древних мифов. В "Дне Гулливера" (1985) чудеса сыплются как из рога изобилия: открытие и, вместе с тем, созидание мира, введение в него нового человека.

С художественным постижением чудесного связана и первая картина художника на христианскую тему - "Хождение по водам". Воплощение чуда проходит через всю историю религиозного искусства. "Хождение..." - одно из самых загадочных евангельских сюжетов.

Эта картина для Николая Куприянова имела особый смысл. Дело в том, что создавалась она как импровизация на тему известной акварели великого русского художника Александра Иванова из задуманного им, но трагически незавершенного цикла "Библейских эскизов". Картина была написана в 1985 году. Тогда, как известно, ее выставлять было негде, да и. ни один выставком бы ее не принял. Это на мешало её популярности - друзья, знакомые, коллекционеры постоянно приходили в мастерскую, смотрели, судили - и вскоре она пополнила одно из частных собраний.

Н. Куприянов. Хождение по водам.1985

Впоследствии художник сделал несколько вариантов "Хождения по водам". Один из них демонстрировался на выставка "Купола и лики" -первой а Уфе акции, посвященной возрождению христианской культуры. Участие в выставке обострило внимание к темам Священного писания, заставило задуматься о Священных датах, которые, подобно могучему ритму времени, волнам памяти накатывались одна за другой: 1000-летия крещения Руси, 200-летие С. Т. Аксакова, 600-летия со дня смерти Сергия Радонежского, 50-летия памяти М. В. Нестерова.

Благодаря чудесному стечению обстоятельств имя. Преподобного Сергия - одного из самых почитаемых святых земли Русской, в Уфе живой памятью прозвучало и 200 лет тому назад (когда, еще во чреве матери, в честь него был наречен младенец Аксаков, будущий замечательный писатель. И -через столетие - когда Михаил Нестеров картиной "Видение отроку Варфоломею" открыл цикл работ, посвященных Сергию. Идея подхватить дугу ритма, идущую через столетия легла в основу произведения Куприянова "Ангел". В ней за основу взят шедевр Андрея Рублева, его икона "Архангел Михаил". Знатоки истории русской культуры без труда догадаются, почему был выбран именно Рублев (а не Дали или Рафаэль); "Троица" Рублева была написана "в похвалу Сергию Радонежскому". "Троица" - произведение не только религиозного, но и философского звучания: художник "очеловечил" Дух Святой и одухотворил образы Отца и Сына, уподобив ангелам все три ипостаси.Часовня во имя Архистратига Михаила. Фото 2002 г.

"Ангел", написанный Н. Куприяновым соединяет весть о многих деятелях культуры. Среди них - и Нестеров, и Тарковский (между крылами ангела и небом помещена ажурная арочная стена, напоминающая Храм служения духу из фильма "Ностальгия"). Художник ищет код русской культуры, ее тайный пульс. Занятие достаточно трудное, т. к. "воинствующий атеизм" разрушил глубинные связи русской культуры и современного художественного процесса. Но вопреки опасениям, у картины складывается интересная биография. В сентябре этого года она экспонировалась в Уфимском Лермонтовском Центре. Была организована встреча с художником, которая вылилась в острый диспут о судьбах современной религиозной живописи. 8 октября, в День памяти Преподобного Сергия с благословления епископа Уфимского и Стерлитамакского Никона "Ангел" был помещен в Сергиевский кафедральный собор, где находится по настоящее время. Случай сам по себе уникальный, честь высокая и ко многому обязывающая. Интерьер собора сказочно красив и можно понять то чувство щемящего волнения, которое испытал автор, увидев свое детище среди икон в тяжелых окладах, в мерцании трепещущих свечей. Но как же был он удивлен, когда в церковном дворе увидел часовню с изображением Архангела Михаила!

По рассказам служителей она стоит в память о первой, некогда сгоревшей церкви. Через несколько дней, перелистывая книгу "Воспоминаний" М. В. Нестерова, Николай узнал еще об одном образе Архангела Михаила, судьба которого переплетена с историей Сергиевского собора. Это копия известного в ХIХ в. художника Скотти, которую отрок Михаил Нестеров выполнил в самом начале своего творческого пути, а затем передал в Сергиевскую церковь.

Так трижды соединилось и переплелось имя Михаила с именем Сергия Есть в этом, вероятно, какой-то провиденциальный высший смысл, который откроется только со временем! Главное же - подхвачена эстафета исторической и культурной памяти, угадан срок, а это вселяет надежду в возвращение чудесного.

Светлана Соболевская, искусствовед.


Послесловие:
"...Архистратига Михаила славят на Руси с древних времен. Он первый заступник от вражеского нашествия. Михайлов день испокон веков весело праздновали и селяне, и горожане. Неделю гуляли. А потом наступал долгий и строгий Филипповский пост."
В. Юдин. Дни величальные.

Фото из архива автора. Работы Н. Куприянова "Хождение по водам" и "Ангел".

Сайт управляется системой uCoz