|
ГОСТИНАЯ
Впервые опубликовано в журнале "Мы растем". № 3, 2002.
ПОСЛАНИЕ ЗОЛОТОГО ВЕКА
На мировую премьеру выставки "Золотые олени Евразии" приглашает Башкирский государственный художественный музей им. М.В.Нестерова. Она торжественно открылась 9 июня, накануне II Всемирного курултая башкир, и продлится до 27 сентября 2002 года.
СКИФСКИЙ КОВЧЕГ
На время выставки музей превратился в Золотой ковчег скифо-сарматской культуры. Здесь собраны шедевры некогда могучей цивилизации, занимавшей в первом тысячелетии до нашей эры огромную территорию от Северного Китая до Черного моря. Из 345 произведений культуры и искусства 105 - из собрания Государственного Эрмитажа, 240 -сенсационные находки южно-уральской экспедиции под руководством Анатолия Харитоновича Пшеничнюка, которые хранятся в коллекции Башкортостана.
Сокровища скифов подобны золотым письменам, но прочесть их нельзя, так как они выполнены в загадочном "зверином стиле". Можно только с той или иной долей достоверности разгадать послание древних, послание Золотого века.
Скифские цари, умирая, верили в возрождение. На пышном погребальном обряде соплеменники приносили им жертвы: лошадей, воинское вооружение, богатую утварь, ювелирные украшения. Увы! Большинство курганных могильников было разграблено еще в древности. Тем ценнее то, что пощадило время: сокровища с Алтая, Причерноморья, Приднестровья.
Эталоном скифского искусства стал золотой олень со Щита из Костромского кургана Прикубанья. Это одна из эмблем Эрмитажа, воплощающая стремительность скифов, молниеносную красоту созданного ими художественного стиля. Древней солидностью покоряют знаменитые олени Пазырыкского ковра, найденного на Алтае.
В 1988 г. из могильника близ дер.Филипповка на Южном Урале экспедиция Пшеничнюка извлекла 26 золотых оленей впечатляющего размера (около полуметра), феноменальной конструкции и загадочного предназначения. Вместе с ними было найдено порядка 600 предметов, содержащих в общей сложности около 160 изображений оленей (фигуры, головы или только рога). О злате Рифея (так в древности называли Урал) заговорил весь мир.
Одним из страстных ценителей новых находок стал директор Государственного Эрмитажа, академик Михаил Борисович Пиотровский, Он помог организовать восстановление уральских сокровищ в реставрационных мастерских Эрмитажа, предложил проект мировой премьеры в Нью-Йорке, Милане, Санкт-Петербурге и Уфе. Наконец, он написал настоящую оду "оленьим братьям":
"Олени из Филипповки ворвались в этот ряд, приковав к себе внимание ученых, а теперь и любителей красоты во всем мире. Они сразу напоминают об относительности терминологии и хронологии, разделяющей скифов и сарматов. Они несут в себе тайну своей функции и тайну времени своего создания. Они приостанавливают стремитёльный бег звериного стиля, придавая ему пазырыкскую древнюю солидность.
Окружающие их вещи - тоже удивительные красотой своей - оказываются еще и пиршественным угощением для любителей археологических теорий и реставрационных изысков. Наука получила удивительный памятник и уже включила его в ткань евразийской истории".
ЗЕРКАЛО ТАБИТИ
Ив мужских, и в женских погребениях находят бронзовые зеркала. Об их предназначении спорят. В отполированной поверхности можно было увидеть свое отражение. Оборотная сторона иногда служила календарем, где бег времени передавали фигурки оленей и горного козла. Отражение завораживало: верили, что через зеркала осуществляется связь с потусторонним миром.
На выставке "Золотые олени Евразии" можно увидеть зеркало и в земной, и в сакральной ипостасях. На золотой бляшке из кургана Чертомлык (Приднепровье) изображена Табити - верховная богиня Огня. Она держит зеркало, как жезл. А перед ней стоит, как мальчик, скифский царь с кубком-ритоном в руках. Он пьет божественный напиток "власти от бога". Женщин кочевники боготворили. Девы-воительницы не уступали мужчинам в сражении. Кроме того, они были хранительницами очага.
ПОТОМОК КОЛАКСАЯ
"Скифы" Александра Блока со школьной скамьи породнили нас с воинственными кочевниками. Читаешь: "Да, скифы мы, да, азиаты мы", - и погружаешься в жестокий и мудрый мир, где есть и "ужасы войны", и "братский пир труда и мира".
Тот, кто хочет узнать о скифах больше, должен читать Геродота. "Отец истории", живший в V веке до нашей эры, много писал о них, переплетая легенды и реальность. По Геродоту, скифы - потомки Зевса и дочери Борисфена (Днепра). У первого скифа - Таргитая - было три сына: Липоксай, что значит "Царь-Гора", Арпоксай - "Царь-Вода" и Колаксай - "Царь-Солнце". Младший, Колаксай, от которого ведут свою родословную скифские правители, овладел золотыми сокровищами, упавшими с неба. Небесные дары включали плуг с ярмом, секиру и чашу, то есть были, как бы мы сказали теперь, символами трудовой, воинской и религиозной славы.
В филипповском кладе также можно выделить три сакральных предмета. Во-первых, это священный меч-акинак, соединивший в себе булат и злато. В навершии рукоятки геральдически переплелись грозные грифоны. Мечу-акинаку поклонялись как богу, ему приносили жертвы, верили, что у него, как у живого существа, есть душа.
Вместо плуга с ярмом (символа земледельцев и скотоводов) - целый набор драгоценных сосудов. Это серебряные ритоны, кувшин и золотая амфора. Их импортное, а именно иранское (ахеменитское) происхождение говорит о дружественных контактах с соседями. Золотая амфора имеет двойное дно. Что это - древний термос или символ тайной дипломатии? Возможно, их владелец был мудрым дипломатом, мирным путем решавшим сложные проблемы.
А может, почивший владыка был жрецом, могучим посредником между богами и смертными, между соплеменниками и давно умершими предками, чьи грозные тени сопровождали кочевников, требуя жертв. Об этом говорит жертвенная чаша в виде медведя. Из нее разливали магическое питье участникам тризны (похоронного обряда).
Скорее всего, он как потомок Колаксая объединял в себе таланты полководца, дипломата и жреца. Кроме того, он был тонким знатоком искусства - об этом говорят уникальные скульптуры золотых оленей. Кочевой мир не знал храмов, но поклонялся множеству богов. Олень считался первочеловеком и покровителем рода - тотемом. Священное животное не использовали для работ, его мясо не употребляли в пищу. Олень казался неуязвимым: стоило метнуть в него стрелу, как он исчезал или превращался в другое существо, чаще всего в человека.
Олени Филипповки подобны трансформерам: морда волчья, уши ослиные, в рогах прячутся грифоны, а борода, как у козла. Ну и зверь-зверек! На глазах рассыпается на части, сохраняя при этом стать благородного оленя. А судьба у него человечья: он стал полномочным представителем умершего владыки. Ему, золотому оленю, выпала честь возродить память о человеке, ни имени, ни облика которого мы не узнаем никогда. Бренное тело истлело, но дух его эпохи возродился и продолжает жить в гениальных произведениях искусства.
Светлана Соболевская,
искусствовед, руководитель
программы
"Встреча культур"
Башкирского филиала
Российского
Фонда культуры,
координатор
Эрмитажных вечеров в Уфе.
|