|
ГОСТИНАЯ
Впервые опубликовано в газете "Вечерняя Уфа" 15.01.2003.
ЭРМИТАЖНЫЕ ВЕЧЕРА В УФЕ
Ежегодно в Санкт-Петербурге отмечается День Эрмитажа. В поддержку ему в Уфе по инициативе Башкирского филиала Российского Фонда культуры было организовано два Эрмитажных вечера ...День Эрмитажа до недавних пор торжественно отмечали только жители Санкт-Петербурга. Но благодаря мудрой культурной политике руководства Эрмитажа география праздника расширилась. Музей открыл свои представительства за рубежом и в городах России. Есть на эрмитажной карте деловых контактов и Уфа: здесь осуществлены проекты двух уникальных выставок. Обе были развернуты в Башкирском государственном художественном музее им. М.В.Нестерова: "Географическое открытие Башкирии" и "Золотые олени Евразии". Каждая завершилась Эрмитажным вечером, гостями которого были представители творческой интеллигенции и любители искусства, жаждущие узнать об Эрмитаже как можно больше.
О ПОЛЬЗЕ КРУГЛОГО СТОЛА
Первый уфимский Эрмитажный вечер состоялся 7 декабря 2001 года. День в день с Эрмитажным праздником в Санкт-Петербурге. По традиции он проводится в день Святой Екатерины - в память о небесной покровительнице и основательнице императрице Екатерине II. В Уфе местом его проведения была выбрана гостиная Мемориального Дома-музея С.Т.Аксакова. В аксаковской гостиной научные чтения и беседы за круглым столом стали обычным явлением. Сформировался и особый этикет их проведения: зажигаются свечи, заранее выбирается ведущий - знаток программы, связывающий в единую канву выступления гостей и творческую энергию зрителей. Строго выдержан регламент сообщений. Нередко официальное общение заканчивается чаепитием в трапезной или концертной программой.
Первый Эрмитажный вечер начался с сюрприза, который приготовили сотрудники музея Татьяна Петрова и Галина Холошевская: на круглом столе в гостиной были разложены редчайшие книги по искусству - подарок В. Ю. Матвеева, заместителя директора Эрмитажа по выставкам и развитию, потомка С.Т.Аксакова, точнее, младшей сестры писателя Анны. Это был настоящий книжный пир! Гости обступили круглый стол со всех сторон; за рассматриванием книг завязалась неторопливая беседа. Понемногу перешли к своим книгам, журнальным статьям, которые были преподнесены в музейную библиотеку, ведь на вечере присутствовали краевед Зинаида Гудкова, профессор военной истории Рамиль Рахимов, историк Игорь Кучумов, философ Ренарт Шарипов. Оживление вносили детские голоса участников литобъединения "Ясная поляна", прибывших вместе с руководителем педагогом Светланой Родионо-вой.
Екатерининский век известен пристрастием к французской культуре. Организаторы вечера учли и это, пригласив француженку, студентку отделения славистики университета Нанси - Маржори Мартэн. В это время она проходила стажировку в школе "Альфа" и также привела с собой подопечных. О XVIII веке напомнил и кинораритет -французский фильм "Красавица и чудовище" с Жаном Марэ в главной роли. Фрагменты из фильма были включены в разговор об истоках знаменитой аксаковской сказки "Аленький цветочек". Собравшиеся с удивлением узнали о том, что о волшебном цветке счастья в свое время написала сказку и сама императрица Екатерина II. Она назвала ее "Царевич Хлор" и посвятила своему внуку, царевичу Александру, мечтая о том, чтобы он читал ее и день ото дня совершенствовался в добродетели. Текст сказки издания позапрошлого века нашла в библиотеке своего отца и любезно предоставила Аксаковскому музею искусствовед Лариса Кудоярова.
В завершение вечера прошла презентация красочного календаря, выполненного издательством "Белая река" на основе картины Николая Куприянова "Волшебное царство", написанной по мотивам сказки "Аленький цветочек".
У ВИТРИН СО СКИФСКИМ ЗОЛОТОМ
Второй Эрмитажный вечер проходил в Нестеровском музее и был приурочен к закрытию сенсационной выставки "Золотые олени Евразии". Государственный статус вечера был подчеркнут датой проведения: он состоялся в День республики, 11 октября 2002 года. Торжество высокого ранга помогло решить и наболевшие проблемы: наконец-то были приобретены стулья (целых сто штук). До этого для конференций и концертов приходилось собирать банкетки со всего музея. Дело понятное: теснота. (Не то что конференц-зала, экспозиционных площадей недостает). Вечер вел директор Риф Абдуллин. Председательствовал он' за массивным четырехугольным столом, покрытым зеленой скатертью. Рядом, как в старые добрые времена, располагался президиум.
Неформальное общение происходило до начала конференции прямо в залах, у витрин со скифо-сарматским златом. Здесь можно было запросто пообщаться с легендарным Владимиром Матвеевым, послушать импровизированную экскурсию Елены Корольковой, взять автограф у Анатолия Пшеничнюка или Раиля Кузеева. Жаль, что не удалось организовать книжную выставку, на которой можно было бы поместить каталоги "Золотых оленей" из Америки и Италии. Но книг и журналов уфимских авторов на вечере было много, особенно тех, что вышли под эгидой Этнологического центра.
Запомнилось и дружеское общение Рифа Абдуллина с директором Национального музея РБ Гали Валиуллиным и директором МАЭ УНЦ РАН Муратом Киекбаевым: эрмитажные хлопоты способствовали развитию деловых контактов.
Сама конференция проходила динамично, много было импровизированных выступлений. Всех волновал вопрос о том, что же будет дальше с золотом Филипповки, "дебютантом скифо-сарматского культурного наследия". Где, в каком из уфимских музеев остановится "Царь-Олень" на постоянное пребывание? Кандидат искусствоведения Альмира Янбухтина выступила с краткой, но пламенной речью о популяризации знаний о скифо-сарматской культуре и выпуске недорогих изданий для школьников и студентов. Замечу, актуальность темы почувствовали все, потому и присудили Альмире Гайнулловне главный приз за лучшее выступление - комплект бесценных эрмитажно-нестеровских книг.
Фурор произвело сообщение Рифа Габитова, художественного руководителя ансамбля, народного танца имени Ф.Гаскарова, о том, что разработан проект танцевальной сюиты, творческим импульсом к созданию которой послужило знакомство с выставкой "Золотых оленей". Вечер проходил в зале, где была представлена графическая серия Рината Минибаева "Рождение мифа", показывающая, как знания древних воскресают в современном искусстве.
Елена Королькова, один из авторов экспозиции "Золотые олени Евразии", пооткровенничала, что ею разработан комплекс методических заданий по искусству древних кочевников для школьников с 1 по 11 класс, предложила продолжить сотрудничество в благородном деле.
О том, где будет размещена сама коллекция, Владимир Матвеев сказал так:
- Ежегодно бывая в Уфе, мы видим, как интенсивно ведется культурное строительство. На наших глазах вырос Музей боевой славы, Национальный Молодежный театр. Думаю, республике по плечу создать музей мирового уровня, достойный коллекции золота, которой она обладает.
Обрадовало собравшихся заявление, сделанное первым заместителем министра культуры и национальной политики РБ Тамарой Пушкаревой о том, что принято решение о разработке проекта реконструкции и реставрации Башкирского государственного художественного музея им. М.В.Нестерова, которое вошло в федеральную программу.
На этой оптимистичной ноте и закончился второй Эрмитажный вечер. Добавлю лишь, что на нем встретились две веточки аксаковского древа: Владимир Матвеев и семья Соколовых.
Станут ли Эрмитажные вечера традиционными? Все зависит от уфимцев. Третий вечер вполне может быть посвящен академику живописи М.В.Нестерову, в жизни которого Эрмитаж сыграл решающую роль.
Светлана Соболевская,
искусствовед, руководитель
программы
"Встреча культур"
Башкирского филиала
Российского
Фонда культуры,
координатор
Эрмитажных вечеров в Уфе.
|