ГОСТИНАЯ
Гостиную "Алоцвета" посетила редактор нового журнала "Уфимское время" Светлана Валиева. Увидев статьи о детских журналах, она предложила продолжить разговор о судьбе автора журнала комиксов "Муха" Виталия Мухаметзянова с помощью текста, помещенного в одном из предновогодних номеров "Уфимского времени".
Впервые опубликовано в журнале "Уфимское время", №3, декабрь, 2006.
В Башкирии
появится первый
полнометражный
мультик
С недавнего времени в России начало возрождаться кино, по выражению Виталия Мухаметзянова - "киноиндустрия поднимает голову". Появились не только кассовые фильмы, но и российские мультики, способные потягаться с голливудскими. Один из таких мультфильмов сейчас рождается на студии "Муха", а через год детская картина появится на больших экранах.
- Рабочее название мультика - "Лягушачий рай", - как сказку, рассказывает режиссер ленты Виталий Мухаметзянов. - Эволюция пошла немного в другую сторону: сначала все было как положено, но в какой-то момент природа сыграла с людьми злую шутку, и приоритет развития достался лягушкам. Двое ученых, Пеликан и Пингвин, на корабле "Крылья прогресса" летают по планетам и внедряют всяческие изобретения, бобрам, например, они построили плотину. Из-за недоработки плотина дала трещину и прорвалась, но изобретатели успели скрыться от разгневанных бобров. А дальше пеликан и пингвин попадают на планету к лягушкам, где основная история и начинается.
Делают мультфильм целых три студии - "Муха", "ЦентрНаучФильм", и "BS Graphics". Озвучка происходит частично в Уфе, частично - в Москве, звукорежиссером выступит Аркадий Укупник. А одного из главных персонажей озвучивает Андрей Федорцов.
Идея мультфильма пришла Сергею Баженову, ныне руководителю московской студии "BS Graphics". В свое время Баженов был заместителем директора "Мосфильма" Кареиа Шахназарова. Сергей вынашивал мысль о мультфильме четыре года, а в конце 2005-го предложил студии "Муха" совместный проект.
- Мы подумали и согласились,
- без ложной скромности говорит Виталий.
Надо сказать, что 42-летний Мухаметзянов - в Уфе человек-легенда. О том, что название студии "Муха" произошло от детского прозвища Виталия, которого кликали Мухой, наверное, знают все. Но мало кому известно, что Мухаметзянов не только стал первым башкирским клип-мейкером (счет музыкантов, заказавших себе клипы в Уфе, приближается к рекордной тысяче) и режиссером полнометражного кино ("День хомячка", "Здравствуйте, мы ваша крыша"), но на заре своей молодости выпускал первый в Башкирии журнал комиксов.
По словам Виталия, рисовать комиксы он начал уже во втором классе, а вот первый раз попробовал напечатать свои творения, только в конце 80-х годов прошлого века.
- Это сейчас все магазины заполнены человеко-пауками, а тогда о существовании комиксов никто и не подозревал, - говорит Мухаметзянов. - В качестве резюме я подготовил журнал с огромными рисунками. Не знал технологии - печати, думал, что рисунки фотографируют, поэтому в оригинале они должны быть очень большими. Начал в разные издательства ходить, где мне говорили; "Ты что, какие комиксы? Жрать нечего!". В издательство, которое сейчас называется "Башкортостан", тоже зашел. Через несколько дней оттуда позвонили. Я вообразил, что комиксы наконец будут печатать, а мне предложили нарисовать детскую книжку-раскраску с иллюстрациями к сказке Рсдъярда Киплинга "Кошка, гулявшая сама по себе". Это была работа, какие-то деньги, а я в то время ходил в рваных джинсах. Принес рисунки, издателям понравилось. Так появилась книжка под названием "Рипли", про приключения собачки-дворняжки, издали даже несколько серий.
Спустя много лет в бухгалтерии Дома печати я увидел тираж этой книжки -сравнимый с тиражом китайской газеты "Жэньминь Жибао", которую по приказу Мао Цзэдуна выписывала каждая семья. Эта цифра была больше, чем все население Уфы - 1 миллион 500 экземпляров. Будь у нас в то время капитализм, сейчас миллионером был бы!
Мухаметзянов нашел средства и на свой журнал комиксов. Комиксы
"Муха" тоже прочно вошли в уфимские легенды - журнал в начале 90-х читали под партами все школьники, письма Виталию от благодарных школяров приходили мешками, причем из разных регионов страны. А недобрые учителя даже приказы издавали об изъятии "вредной печатной продукции".
Инфляция сожрала благое начинание, подорожала бумага, и выпуск комиксов прекратился. Но Мухаметзянов уже увлекся съемкой клипов, снимая уже 1996-м первый клип группе "Алиса".
Уже через несколько лет Виталий не искал заказчиков - в провинциальную Уфу повалили московские звезды, чтобы получить качественный музыкальный ролик.
- Мы себя 15 лет рекомендовали, рекомендовали и зарекомендовали, - объясняет Мухаметзянов популярность своей студии.
Впрочем, тот, кто видел трехмерный клип Глюкозы, не усомнится в известности студии "Муха". Это был первый музыкальный ролик российской исполнительницы, созданный в 3D-rpaфике. И сделали его в Уфе!
Следующей серьезной работой стала компьютерная графика к фильму "Первый после Бога", а потом и к нашумевшей экранизации "Мастера и Маргариты" Валерия Бортко.
Понятно, что режиссерские способности Мухаметзяиова оценили в столицах. Так появилось и собственное кино. Первую ленту - "День хомячка" - и зрители, и критики восприняли скептически.
- Меня ругали, а я не особенно переживал,
- говорит режиссер.
- Я ведь добился своего и сделал настоящий фильм!
Теперь, конечно, Мухаметзянова считают мэтром, человеком, который не только сам себя сделал, и многого добился в жизни. Однако советов, как прославиться, Виталий не дает: "Я же не оракул". Но все-таки исключение для журнала "Уфимское время" Муха сделал:
- В Уфе много талантливых рисующих ребят, пусть они не боятся проявлять себя, - объясняет Виталий. - Положение столицы Башкирии было бы просто замечательным, если бы в прессе не ассоциировали наш город исключительно с Шевчуком и Земфирой.
Все думают, что у нас только два человека толковых и было. А главный показатель уникальности нашего города - то, что мы все здесь живем.
Екатерина Гагина
|
ЧЕЛОВЕКА НУЖНО ФОРМИРОВАТЬ С ДЕТСТВА
Виталий - отец двух детей, причем и сын, и дочка - еще маленькие.
- Наличие отпрысков дисциплинирует, - говорит Мухаметзянов. - Они смотрят на меня, повторяют за мной, поэтому стараюсь себя контролировать: не говорить слов-паразитов, не злиться беспричинно. Сейчас идет настоящая американизация нового поколения, скоро во всем мире все дети будут вырастать на одних и тех же героях. Может, это и хорошо, В Америке, например, полицейский - это уважаемый человек, а у нас - так, менты. Это пренебрежительное отношение переходит в большую политику и другие сферы жизни. Какие нормы в детстве заложили, таким человек, повзрослев, и становится.
НИ ОДНОМУ ИЗ СОВРЕМННЫХ ТВОРЕНИЙ НЕ ПЕРЕПЛЮНУТЬ БРЕМЕНСКИХ МУЗЫКАНТОВ
- У нас в стране не было джаза, Во всем мире он был, а у нас - не было! Блатняк, ласковые и нежные песни про синий платочек, а потом сразу же хэви-мэтал. Поэтому люди до сих пор слушают Сердючку, Переодевшийся мужик, который косит под проводницу - ни в одной стране мира не могло случиться, чтобы он стал звездой, Это бред и отсутствие вкуса! Тем не менее, ему пишут песни, он поет с большого экрана, и он популярен.
После того как школа мультипликации умерла вместе с перестройкой, долгое время до мультиков никому не было дела, Образовался провал в этой индустрии, потому что все покупали машины, квартиры, занимались строительством и торговали нефтью, А теперь все ниши заполнились и разрабатывают то, что осталось незанятым; киноиндустрия, например. Только сейчас создали три двухмерных мультфильма: "Алеша Попович и Тугарин Змей", "Добрыня Никитич и Змей Горыныч" и "Князь Владимир", Остальное все ерунда, и ни одному из современных творений не переплюнуть "Бременских музыкантов".
|