ГОСТИНАЯ


Впервые опубликовано в газете "Истоки" 17 ноября 2004 года.

КАРТИН БЕЗЗВУЧНЫЙ РАЗГОВОР


В МУЗЕЙ ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ

Зал Русского Музея Глядя на современных детей, я радуюсь тому, как быстро они осваивают язык компьютера и Интернета. И огорчаюсь: они плохо понимают язык картин. Недавно картины называли эсперанто культуры. Стыдно было не знать шедевры Репина и Нестерова, Рафаэля и Дали. В школах красовались "малые Третьяковки", было модно коллекционировать открытки, участвовать в викторинах "В мире прекрасного". Неужели все утрачено?

Исследования ученых говорят, что знание языка картин подобно знанию иностранного языка, оно повышает коммуникабельность, расширяет кругозор, умение ориентироваться в жизни. С чего начать обучение? Как не парадоксально, на помощь приходит Интернет: все крупные музеи имеют сайты. Просматривая их, я остановила внимание на разнообразных образовательных программах, которые предлагает Государственный Русский Музей. Здесь же узнала: музей постоянно проводит конкурсы знатоков. Только что закончились два из них - "Сказки Русского Музея" и "300 лет Летнему саду " (кстати, лауреатом стала девочка из провинции). До конца 2004 г. продлится Ретро-конкурс "Народная книга". Планируется выпуск уникальной книги о музее и его шедеврах, где будут собраны воспоминания разных людей: ведь опыт соприкосновения с искусством каждого из нас неповторим!

Недавно я побывала в Санкт-Петербурге. Прошла по залам Русского музея. Постояла около картин, разговор с которыми я веду многие годы.

УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ

Д. Г Левицкий. Портрет Хрущевой и Хованской. 1773 В Бирске, в школе, где я училась, на переменах мы чинно прогуливались вдоль застекленных репродукций. Одна из них привлекала забавной сценкой любовного свидания. Подпись гласила: "Д.Г.Левицкий. Портрет Е.Н.Хрущёвой и Е.Н.Хованской. 1773 год". Актрисы, - догадывалась я, - но почему одна из них в мужском костюме? Много позже я узнала, что любовалась своими 11-12-летними ровесницами-смолянками. Воспитанницами Смольного института благородных девиц, первого учебного заведения для женщин в России. Его основала Екатерина II в 1764 году - так что женское образование в нашей стране отметит осенью своё 240-летие.

Императрица мечтала воспитать новую породу людей, владеющих языками, знакомыми с наукой и культурой. Она сочла необходимым включить в учебную программу и театральные постановки - балеты, комические оперы, драматические спектакли: "Душа пусть говорит на языке любви"... Сценка из комической оперы "Капризы любви или Нинетта при дворе" и изображена Левицким. Художник написал серию портретов смолянок. Они помещены в особом зале музея, центр которого занимает мраморное изваяние императрицы. Там всегда многолюдно: зрителей влечет энергия юности и мудрость Эпохи Просвещения, открывшeй секрет учения с увлечением.

БЛАГОРОДНОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ КАЗАНСКИХ СТУДЕНТОВ

В Уфе училище для девочек открылось в 1860 году, почти через 100 лет после Смольного института. Однако образованными девицами уфимское общество гордилось и в конце ХVIII века. К примеру, Марией Николаевной Зубовой (в замужестве Аксаковой), черпавшей знания из передовых книг и переписки с российскими знаменитостями. На театре (так говорили в старину) она не играла. Страсть к театру, как веянье времени, передалось ее сыну Сергею Аксакову. В раннем детстве он эффектно декламировал стихи, знал их великое множество. В театр впервые попал в Казани, где учился в гимназии. Увиденное обворожило, поселив в душе мечту стать актером. Благодаря хорошей памяти, он выучивал наизусть спектакли, виденные на сцене, затем разыгрывал все роли вначале перед самим собой, а позднее перед друзьями, вызывая их восторг.

В 1804 году в Казани открывается университет - первый университет российской провинции. 17 ноября мы будем отмечать его 200-летие, гордясь тем, что наш земляк Сергей Аксаков был в числе первых его питомцев (к слову, ему тогда едва исполнилось 13 лет). Казанские студенты первого набора прославились как отчаянные театралы. Единственный в Казани частный театр П.П. Есипова притягивал молодежь, подобно магниту. Доходило до конфликтов: с занятий убегали, чтобы спектакль не пропустить. Педагоги, уважая юный азарт, шли на компромисс, отпускали пораньше. Вскоре родилась идея организовать театр при университете. Многие записались в актеры. Совместно сочинили устав. Сергея Аксакова, как проявившего недюжинные способности, избрали директором с правом назначать все роли. Выделили особую комнату, построили сцену и кулисы, и вскоре на спектакли нового театра стала съезжаться почтенная публика со всей Казани. Правда, студентам пришлось дать слово, что сие благородное удовольствие не будет отвлекать от наук. Декорации рисовали сами, костюмы мастерили сами. Все роли и мужские и женские исполняли исключительно сами студенты. Жаль, в этом порою очень комичном виде их не запечатлели живописцы.

ПОСМЕРТНАЯ РОЛЬ АКТЕРА ДМИТРИЕВСКОГО

А. П. Лосенко. Владимир и Рогнеда. 1770 Казанские студенты доказали: богата провинция самородками и задолго до известной телепередачи стали "Сами себе режиссерами". Петербургских смолянок сценическому искусству, обучали талантливые актеры, среди которых был Иван Афанасьевич Дмитриевский. Слава его гремела на всю Россию, к нему и из Казани привозили актеров для обучения. Да, да, тех самых, что пленяли в театре П.П. Есипова университетскую молодежь. Незадолго до смерти Дмитриевского его игру (фрагмент из "Отелло") довелось увидеть Сергею Аксакову. Он расценил это как щедрый подарок судьбы. И к нам оказалась судьба благосклонной: сохранив черты Дмитриевского в картине А.П. Лосенко "Владимир и Рогнеда", первой композиции на тему русской истории. Картина малоизвестна и по достоинству не оценена. История взаимоотношений Владимира и Рогнеды по шекспировски драматична. Влюбленный князь посватался к полоцкой красавице и, получив отказ, жестоко отомстил ей. Он разорил ее родной город, убил отца и братьев, "с гордою Рогнедой неволей сочетался ", - так говорят летописи.Н. Куприянов. Сон царевича. 1998 Лосенко заставляет своего героя просить прощенья за жестокость, изобразив его в смиренной позе покаяния. Просил ли князь прощенья у жены? - Теперь никто доподлинно не скажет. По воле художника, мрачная средневековая драма получила счастливый конец, призывающий к смягчению нравов. Воплотить идею покаяния помог актерский опыт Дмитриевского, позировавшего в роли князя. Картина "Владимир и Рогнеда" обладает богатым потенциалом. Это позволило современному уфимскому художнику Н.Куприянову написать под ее впечатлением фантастическую феерию "Сон царевича"(1998 год), как сюжет примирения непримиримого: вымысла и реальности, христианства и язычества, войны и мира. Вглядитесь внимательно: на картине мирно уживаются даже все четыре времени года.

Светлана Соболевская, искусствовед

Сайт управляется системой uCoz