|
ГОСТИНАЯ
Впервые опубликовано в журнале "Рампа" № 6-7, 2000 г.
ЮНАЯ ШАЛЯПИНИАНА
В Башкирском государственном театре оперы и балета проходит выставка "Ф. И. Шаляпин. Музыка. Театр". Она стала одним из ярких событий Уфы, организованных под эгидой ЮНЕСКО в связи с объявлением последнего года уходящего тысячелетия Годом культуры, мира и ненасилия.
"Провинциальный певец со странной фамилией" - таким, по воспоминаниям М. В. Нестерова, столетие назад предстал перед московской элитой Ф. И. Шаляпин. Прошло время, и эта фамилия стала символом всемирной славы России. С 1990-х годов в нашей стране стали возникать шаляпинские общества. Кроме музыкальных, театральных и краеведческих программ они породили детскую изобразительную Шаляпиниану. Это уникальное явление еще ждет своих исследователей. Необычность его заключается в стихийном прорыве к сложнейшей эпохе синтеза культуры, а также в том, что воссоздаваемое прошлое естественным путем формирует грядущее. Юные художники возрождают реалии легендарного серебряного века - времени, когда театр главенствовал в духовной жизни общества и нарождающийся кинематограф зажигал огни. Времени взаимопроникновения философии и поэзии, живописи и музыки. Как известно, недолгая жизнь "русского Ренессанса" сменилась периодом долговременных запретов, которые были настолько сильны, что и после их отмены реанимация "эпохи синтеза" казалась немыслимой.
Представления о серебряном веке как об утраченном рае долгое время оставались общепринятыми. Можно себе представить, насколько кощунственно прозвучал призыв шаляпинцев ввести в практику конкурсы детского рисунка на тему жизни и творчества Ф. И. Шаляпина, его окружения, его эпохи. Перед глазами знатоков стояли недосягаемые шедевры Серова и Коровина, Кустодиева и Головина... Что к этому могут добавить дети? Скептики просчитались: такие конкурсы нашли приверженцев по всей России. В Уфе инициатором изобразительной Шаляпинианы стала Галина Александровна Бельская. Она вспоминает: "Меня убеждали, что дети будут терять профессионализм (!), их собьет литературщина, иллюстративность. Я недоумевала: разве плохо для развития детей читать шаляпинские воспоминания "Страницы из моей жизни" и "Душа и маска", делать к ним иллюстрации? А разве не интересно им будет узнать, что Уфа - город шаляпинского дебюта, что сохранились дома, стены которых помнят юность певца,- и можно их рассмотреть, нарисовать?"
В 1993 году открылась первая выставка. Много было там наивного и курьезного. Особенно плохо давался стиль исторической эпохи, не хватало знаний истории костюма, и новоявленные Кустодиевы рядили Федора кто во что горазд. Вместе с тем - и этого нельзя было не заметить - расширился круг представлений детей о мире. В их лексикон (и речевой, и изобразительный) вошли такие понятия, как эмиграция и патриотизм, церковь и меценатство. Замелькали названия партий классического шаляпинского репертуара.
Сегодня выставки шаляпинского цикла приняли регулярный характер. Расширяется география участников.
Экспозиция 2000 года порадовала мажорностью цвета, многообразием стилей и направлений. Темы обязывают: тут и итальянский период жизни певца, и воспоминания о Париже. Постоянные участники - уфимские и стерлитамакские художественные школы ежегодно готовят какой-нибудь "изыск". Оригинальными композициями удивили мишкинцы, давлекановцы, иглинцы. Среди тем по-прежнему лидирует "Шаляпин в роли царя Бориса". Многие
стараются передать чудо перевоплощения артиста. Всех превзошел Ускоков Кирилл, который представил Шаляпина в виде скульптора, ваяющего свой портрет по зеркальному отражению. А для юной Айгуль Сирбаевой из Кумертау Шаляпин стал ближе, "воссоединившись" с Ди Каприо на корме затерянного среди волн корабля ("В синюю даль").
Драматичны по настроению церковные мотивы: "В храме божием" (Ташбулатова Л., Сибай), "Шаляпин в роли Досифея" (Кузьменко Н., Благовещенск). Благодаря стараниям давлекановцев пополнилось число ретро-пейзажей Уфы: "В Веденеевском саду" (Андреев Иван, 8 л.) и "Вечер на Белой" - романтическая сценка катания на лодках под разудалую песню (Мамлиев Р.). Жаль, что все прибегли к помощи фотодокументальных свидетельств и никто не обратился к пейзажам Уфы рубежа веков М. Нестерова. Именно благодаря им наш город вошел в русскую живопись как пространство единения человека и природы, философски напряженное сближение "горнего и дольнего". Ждут своего часа и нестеровские воспоминания о Шаляпине, наполненные яркими художественными образами, прямо-таки бери и рисуй.
Воображение детей, будем надеяться, оживит еще не одну страницу Шаляпинианы, а с ее помощью воссоединится пространство таких близких, как оказалось, эпох - отзвучавшей и восходящей.
Светлана Соболевская, искусствовед
|