ГОСТИНАЯ Впервые опубликовано в газете "Вечерняя Уфа" 15.01.2003. А БЫЛ ЛИ ОЛЕНЬ? ИЛИ ИЩИТЕ ЖЕНЩИНУ... ![]() О том, что основой деревянной скульптуры, обложенной золотыми пластинами, послужил образ оленя, свидетельствуют только рога и те предельно орнаментированы символами вечного движения: валютами, S-образными завитками, мотивами, напоминающими лабиринт. Необычная и тупая морда оленя ассоциируется то ли с кабаном, то ли с волком, а нижний завиток под мордой - чем не козлиная борода? Если вглядимся в образ оленя на Западе кочевого мира и на Востоке от Южного Урала, то заметим, что скифы-художники прекрасно знали, как выглядел олень - его пластику, телосложение, пропорции. Это знание давалось номадам самой жизнью в мире природы и возможностью стилизовать реальные формы в той мере, в которой они выполняя декоративную функцию в качестве оберега, не теряли своего изначального реализма. Что же мы видим у филипповских оленей? При всей своей величественной красоте и изысканной декоративности скульптуры полностью утрачивают реалистическую основу "оленного образа". Мастер, исполнивший скульптуру, явно не видел этих животных в природе и, имея о них смутное представление, являлся своеобразным, пластическим хранителем генетической памяти, опыта предков, поклонявшихся оленю и перекочевавших на Южный Урал из регионов, где таковые водились. Подтверждение этим догадками нашлось в книге В.А.Иванова "Откуда ты, мой предок?", взгляд археолога на древнюю историю Южного Урала (С.-Петербург, УНЦ РАН, 1994 г.). Автор пишет о том, что кочевой мир нашего региона оставил в наследство изображения "животных, на Южном Урале неизвестных: льва, горных козлов-архаров, благородных оленей с ветвистыми рогами". Но возникают новые вопросы. Если олени на Южном Урале во времена Филипповских курганов (V-IV вв. до н.э.) не водились, то как же быть с архарами? Откуда такое знание животного у филипповского мастера? Вывод один: золотые накладки в виде архаров не местного происхождения. ![]() Не берусь утверждать, что эти животные водились до нашей эры в приуральских степях, хотя еще в начале XX века в Оренбургской области можно было увидеть верблюда - это факт. Золото золотом, но один из шедевров в Филипповском кургане исполнен из бронзы: на литой бляхе, предположительно с конской сбруи, изображены два верблюда. Умение в конкретных, реалистических образах передать философию бытия, закон мироздания и гармонии в творчестве наших предков потрясает, может, более, чем скульптурная повествовательность античной классики. Но и это изображение верблюдов, как и подобные им из Филипповских курганов, ставит перед нами вопросы. Если вглядеться в особенности пластики филипповского верблюда, в стилизацию его морды, хищный оскал и взбитый хохол над круглыми глазами, то можно перенестись не только на пару веков назад, но и за тысячи километров от Южного Урала - на Алтай. Точной такой верблюд, с тем же лаконичным оскалом, круглым ухом и глазом, торчащим хохлом, но исполненный из дерева, был найден в знаменитом Пазырыкском кургане на Алтае. Невозможно не заметить единый художественный источник образа уральского и алтайского верблюдов. Напрашивается вывод: нет твердых оснований датировать все предметы царского Филипповского кургана V - IV веками до нашей эры, часть из них более раннего и не местного происхождения. Загадкой остается и то, кто был погребен в царском Филипповском кургане - царь или царица. А может, оба? Погребение здесь женщины засвидетельствовано явно, причем женщины высокого положения: найдены женские золотые украшения, а золото, как известно, всегда было в скифском мире символом власти. О присутствии мужского начала могут свидетельствовать железные мечи в золотых обкладках, хотя, как отмечают историки, у кочевников и женщины были воинами, наподобие амазонок. Если к тому же вспомнить о высоком положении женщины в скифо-сарматском мире и поклонении скифов Богине-Матери, то есть все основания полагать, что в Филипповском кургане захоронена царица. Косвенным тому подтверждением может служить любопытная деталь: по свидетельству реставраторов, дерево, из которого выполнены скульптуры оленей, - береза. Дело в том, что береза издревле символизировала женское начало - Богиню-Мать. Не случайно на золотой застежке из сибирской коллекции головной убор женщины вплетен в гибкие ветви дерева - древа жизни, с которым ассоциировались и рога оленя. Не странно ли, что воины-кочевники, которых опасались и греки, и персы, и китайцы, выбрали своим символом такое миролюбивое животное, как олень? Ответ напрашивается один: ищите женщину. В заключении невозможно не поделиться еще одной ассоциацией, она связана со знакомыми словами из песни "некому березу заломати". На Алтае до сих пор существует обряд рубки священного дерева - березы - перед тем, как юноша женится. Неведомыми путями из Центральной Азии через Южный Урал дошел этот брачный ритуал до славян. А был ли олень? Что можно утверждать определенно, так это то, что идея оленя - древа жизни - "Богини Матери - женщины - березы" была и существует по сей день. Наталья Тютюгина, искусствовед. |