II Библиотека II На главную II
Е. Васютинская |
|||
Детство - пора, когда, по словам поэта М.Кузмина, "трава была зеленее, солнце казалось ярче сквозь тюлевый полог кровати". Незамутненный мир рождается у колыбели и расцветает среди красок, запахов и звуков, особенно остро воспринимаемых ребенком. Детская Вселенная, имеющая собственную историю, свой ход времени, обладает притягательной силой на протяжении всей отпущенной человеку жизни. Чем дальше отстоишь
от ее истоков, тем больше представляется она воплощением мечты о счастье и гармонии. Своей животворящей энергией детство связывает
в историческом времени воедино разные поколения.
"Исследование детства человека дает исключительный материал, который до сих пор, к сожалению, еще мало у нас учитывался",- писал глубокий знаток мира ребенка, художник, ученый Н.Д.Бартрам. Эту мысль наглядно подтвердила выставка "Мир и образы детства. Россия XVIII - начало XX вв.", состоявшаяся в залах Государственной Третьяковской галереи. Собранный в едином пространстве разнообразный по жанрам и темам экспозиционный материал: произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, книги, игрушки, детские письма, фотографии, документы - открыл перед зрителем стройную систему детской культуры на протяжении более двух столетий. Петровская эпоха возводит обучение и воспитание детей в ранг государственной политики. В 1701 году открывается первое в России светское всесословное учебное заведение - Навигацкая школа. В 1714 году вышел указ об обязательном обучении дворянских детей. Появляется мысль о всенародном образовании. Поколение детей при Петре получает в руки первые иллюстрированные буквари - К.Истомина, призванный дать обучение, "не прибегая к розгам, а забавляя", Ф.Поликарпова с нравоучительными текстами, изображениями церковных и светских сюжетов. В 1717 году издается переводная книжка "Юности честное зерцало", кодекс правил светского поведения молодых людей в обществе. На этом фоне сугубо делового, прагматического воспитания детей совершенно иначе выглядят их изображения в недавно вышедшей из-под церковных сводов живописи. Портрет дочери царя Петра Анны Петровны работы Ивана Никитина является достаточно органичным соединением европейской живописной школы и определенного образного типажа - нечто среднего между "взрослостью" и "кукольностью", явившегося результатом неустоявшегося отношения к детству в русской жизни того времени, где "домостроевские" традиции преодолевались западными влияниями. В придворном обществе, перенимающем уроки "галантного рококо", складывается особая манера поведения - "куртуазность", в атмосфере которой люди ощущали себя участниками нескончаемого маскарада, играя в богов и героев античной мифологии. Это видно в детских портретах Луи Каравакка, где живописный язык обильно насыщен символами, вычурностью поз и многозначительностью жестов. Ярким примером служит портрет царевича Петра Петровича в двухлетнем возрасте, на котором он изображен в виде веселого Купидона. С восшествием на престол дочери Петра I Елизаветы Петровны оживает замершая было русская культура. Одновременно усиливается интерес к детскому портрету. Тем не менее его герои скорее производят впечатление уменьшенных копий взрослых дам и кавалеров, подражая им позами, выражением лиц, костюмом, прической. Индивидуальность живой натуры ребенка почти не пробивается сквозь маску времени. XVIII век как бы торопил детство: воспитание было направлено на ускоренную подготовку "слуг отечества". Записываемые с рождения в военную службу, дворянские дети нередко портретируются в униформе, с амуницией и оружием. Таков "Портрет князя Ф.Н.Голицына" работы И.Вишнякова, "смесь изысканности и примитивности, живости и парсунности", яркий пример русского рококо. Одетый в нарядный мундир Конной гвардии, маленький князь своей торжественной позой напоминает "взрослые" парадные портреты. Военное будущее во многом определяло и детские досуги. Приписан ный отцом в десятилетнем возрасте в чине капрала в полк известный писатель XVIII века А.Т.Болотов так описывает свои детские игры: "Я спознакомился со многими мещанскими детьми сего местечка, снабдил их всех деревянными ружьями, а барабанщиков и маленькими барабанами. Потом, научившись сам бить в барабан и метать ружьем артикул, переучил и их всех тому же..." Воспитание юных аристократов зачастую было спартанским. Болотов вспоминает далее о своем наставнике, который "...нередко за самую безделицу (...) бивал и секал меня немилосердным образом...". Подобное воспитание формировало и соответствующий нравоучительно-назидательный круг чтения. Одной из любимых книг, содержащих полезные сведения для нравственного воспитания "благородных детей", была "Детская библиотека" г. Кампе в переводе А.С.Шишкова. Появляются сильные ростки русской литературы. С.Т.Аксаков в воспоминаниях "Детские годы Багрова-внука" пишет о том счастье, которое доставил ему первый русский детский журнал "Детское чтение для сердца и разума", изданный "безденежно" при "Московских ведомостях" Н.И.Новиковым. Был и еще один непересыхающий источник, утоляющий духовную жажду всех поколений детей,- сказки, рассказываемые нянюшками в детских: тот же Аксаков вспоминает о ключнице Палагее, из уст которой услышал он сказки "Аленький цветочек", "Иванушка-дурачок", "Змей Горыныч" и другие В живописи книга становится таким же символом эпохи, как прежде атрибуты античных богов. А.П.Лосен ко пишет "Портрет великого князя Павла Петровича" (1759), на котором наследник престола изображен среди фолиантов с портретом Петра I в руках как знаками просвещенности и продолжения славных дел великого прадеда. По воспоминаниям воспитателя Павла, день был всецело отдан обучению: "Его высочество встать изволил в половине осьмого часу. За чаем рассуждали о вчерашнем громе". Устные беседы сменялись чтением французских просветителей - Вольтера, Руссо, Дидро... Высокий уровень домашнего обучения, при нятый в кругах аристократии во второй половине XVIII века, распространялся и на девочек. Знаменитая княгиня Екатерина Дашкова, одна из образованнейших особ своего времени, пишет: "Мы получили превосходное образование: мы говорили на четырех языках, хорошо танцевали, умели рисовать..." В эпоху Екатерины II на русской почве усваиваются европейские идеи Просвещения. Существенную роль в идеологии общественной жизни начинают играть идеалы классицизма: подчинение личного общему, стойкость перед жизненными неурядицами, культ героического, вера в общественно-воспитательные возможности искусства. В Сухопутном шляхетном кадетском корпусе, основанном еще в 1731 году, военным экзерцициям теперь уделяется только один день в неделю. В остальные дни кадеты изучали начальную математику, грамматику, геометрию, риторику, философию, юриспруденцию, государственную экономику, иностранные языки. В числе прочих дисциплин отдавалось должное наукам изящным, среди которых не последнее место занимало рисование, о чем свидетельствуют многочисленные рисунки кадетов разных возрастов, сохранившиеся в архиве одного из директоров корпуса Н.Б.Юсупова. Из стен этого заведения вышли не только прославленные военачальники, но и классики русской литературы XVIII века - А.П.Сумароков и М.М.Херасков. В 1764 году императрицей Екатериной II было учреждено Воспитательное общество благородных девиц (Смольный монастырь). С детских лет и до последнего экзамена перед глазами воспитанниц находились непреходящие заповеди, начертанные на живописных панно А. И. Вельского, дающие им нравственную точку опоры в будущей жизни: "Не лги", "Не будь никогда праздна", "Не делай зла и не досаждай никому"... При всей оторванности от внешнего мира и аскетическом образе жизни за "монастырскими" стенами получали разностороннее образование, изучали математику, иностранные языки, историю, домоводство, занимались танцами, вокалом, шитьем, вязанием. В институте популярным явлением были любительские спектакли, пользовавшие ся успехом при дворе. Оставляя "любезный монастырь" и входя в новую жизнь, как в иное государство, смолянки были призваны нести культуру в свои семьи и, тем самым в общество. Разнообразие талантов воспитанниц запечатлел в своей портретной сюите, посвященной первому выпуску Смольного института, художник екатерининской эпохи Д.Г.Левицкий. XIX век в корне меняет систему детского воспитания и образования. Начало этому было положено открытием в Царском Селе в 1811 году знаменитого Императорского лицея. Если в кадетском корпусе господствовал казарменный дух, в Смольном - монастырский, то в Царскосельском лицее во главу угла было положено уважение к личности ребенка как будущего гражданина. Едва-ли стоит подробно охарактеризовывать учебную программу лицея; достаточно сказать, что в нем за шесть лет давалось университетское образование; лицеисты получали поистине энциклопедические знания. Особой любовью воспитанников пользовалась литература, глубоко изучалось творчество античных авторов; произведения Гёте, Шиллера, Державина, Карамзина, Жуков ского и других современных авторов. Сутью воспитательных идей Императорского лицея было выявление и развитие в детях индивидуального творческого начала. В лицее родилось такое уникальное явление, как лицейское братство, союз свободолюбивых романтических сердец, исполненных патриотических устремлений трудиться ради процветания государства. В ту пору воспитанники многих учебных заведений имели свои девизы. Но вряд ли у кого был более гуманный и благородный девиз, чем у лицеистов: "Для Общей Пользы". Это удивительное учреждение яркой страницей вошло в историю русской культуры, создав в ней целую эпоху, связанную с именами таких его воспитанников, как А. Пушкин, И. Пущин, В. Кюхельбекер, А. Дельвиг, мореплаватель Ф. Матюшкин, министр иностранных дел А. Горчаков, и многих других. Детство всего пушкинского поколения прошло под знаком Отечественной войны с Наполеоном. Но если лицеисты поглощают сводки военных действий из местных газет, с увлечением читают описания "похода Россиян противу французов" Ф. Глинки, рисуют карикатуры на французских солдат, то выпускник Пажеского корпуса А. Челищев, будучи двумя годами старше, становится реальным участником событий Отечественной войны и заграничных походов. Его портрет работы О. Кипренского, в числе прочих произведений художников романтической школы, открывает галерею детских образов первой четверти XIX века. Впервые в русской живописи взглядом свободно мыслящего человека был увиден феномен детской индивидуальности с характерным для нее живым чувственным началом. Камерностью и задушевностью отличается портрет сына кисти московского ху дожника В. А. Тропинина. В русле романтических тенденций школы Кипренского написаны А. Г. Варнеком "Портрет Н. А. Томилова в детстве с ракеткой для игры в волан" и "Портрет А. А. Томиловой в детстве, с куклой в руке". В них впервые появляют ся игрушки как важнейшая и неотъемлемая часть мира, сотворенного детьми. В творчестве А. Г. Венецианова объектом художественного и человеческого интереса становятся дети крестьянского сословия. В своих многочисленных произведениях на эту тему он создал проникновенный и поэтический мир деревенской детворы, живущей в гармонии с природой. В это время ощутимо меняется атмосфера в дворянских семьях: отношения родителей с детьми, в отличие от сдержанных, порой суровых нравов XVIII столетия, становятся естественнее и теплее. Дети начинают "завоевывать" пространство в доме. Появляются детские комнаты, чаще на антресольных этажах, заполненные любимыми предметами нехитрого ребячьего быта. "Представьте себе теперь комнату Наденьки, комнатку маленькую о двух окошках с белыми занавесками. В углу несколько кукол подлелексиконов; у стенки столик с тетрадками и маленьким альбомом. Рядом ширмы и зеркало, а за ширмами кровать. На креслах сидела Наденька и задумчиво перебирала иссохшие цветы, высушенные ею в "Русской грамматике" Греча". (В. Сологуб. "Большой свет"). Модным развлечением в дворянской среде стали детские балы. "У Иогеля были самые веселые балы в Москве",- читаем мы у Л. Н. Толстого. Можно представить себе портрет юной героини по описанию того же Толстого: "Из закутанной особы вышла чудесная двенадцатилетняя девочка, в коротеньком открытом кисейном платьице, белых панталончиках и крошечных черных башмачках. На белой шейке была черная бархатная ленточка; голова вся была в темно-русых кудрях". В этой новой материальной и духовной среде складывается иной психологический тип ребенка. Под влиянием современных тенденций в русском обществе трудом Венецианова и его учеников создается новый жанр - бытового интерьера, обитателями которых нередко становятся дети. В представлении поколений первой половины XIX века дом - это семейный очаг, место для уединенного размышления и чтения или, напротив, для неторопливой беседы с друзьями: дом - хранилище духовного наследия предков. Уютный, порой забавный мир открывался в те времена перед детьми. Вот одна из сцен, описанная Е. Сабанеевой: "Дедушка сидит в пестром бухарском халате и вольтеровских креслах с высокой спинкой и заводит часы, коих бесчисленное множество поставлено перед ним на столе {...). Часы кукуют, а затем табакерка с музыкой играет для нас (...) на полках масса фарфора: чашки, игрушки, куклы, собаки и разные зверьки (...), помню качающихся китайских мандаринчиков: дедушка ставил их против нас, и они должны, были нам кланяться: затем щелкунчик - безобразный старик, точеный из дерева..." - peaлизованный мир фантазий Гофмана, чьими книгами с упоением зачитывалась тогда Россия. Еще одним нововведением явился жанр "семейного портрета". Е. Ф. Крендовский в "Портрете А. А. Башилова с сыновьями Александром и Яковом и мальчиком гр. де Бельмен" собирает вокруг большого дивана разноцветную детскую группу, в центре которой расположился сам Башилов, держащий чубук как посох патриарха. В это же время появляется большое количество детских и семейных портретов, определенно предвосхищающих фотографию. Как правило, это бесхитростные творения, написанные безымянными провинциальными художниками. Именно в них мы находим те ценные бытовые подробности, благодаря которым становится полнее картина материального мира, окружавшего детей: предметы для их занятий - аспидные доски, чернильницы; эфемерные карточные домики, пасхальные сувенирные яйца с игрушечным содержимым, пунктуально воспроизведенные в живописи тексты детских писем с извечными обращениями: "Любезная маменька..., целую Ваши ручки". Большинство дворянских детей в первой половине XIX века получали домашнее образование. Помимо анекдотических случаев, когда учителями были "беглые французы" - кучера и парикмахеры, обучение было поставлено серьезно. В продолжение традиций XVIII века получают распространение книги, журналы, детские альманахи научно-познавательного свойства. ("Детский гостинец, или Новые забавы в их обществе: с 127 раскрашенными фигурами, изображающими русские одеяния, животных и другие приятные и полезные предметы..."), иллюстрированные азбуки - на карточках типа игрального пасьянса, патриотическая азбука Теребенева "Подарок детям в память 1812 года", "Великолепная русская азбука" с иллюстрациями В. Тимма. Выходит в свет прославленная историческая повесть М- Н. Загоскина "Юрий Милославский, или Русские в 1612 году", "История России в рассказах для детей" А. О. Ишимовой, издаются произведения А. Погорельского, В. Ф. Одоевского. В 1843 году русские дети впервые знакомятся с книгой Д. Дефо "Жизнь и приключения Робинзона Крузо" с гравюрами Гранвиля. Великая русская литература XIX века, безгранично расширившая понимание сути бытия, глубоко проникшая в душу и сознание общества, обогатила живопись новыми философскими идеями демократизма и любви к ближнему, подняла в ней проблемы взаимоотношений человека и природы, сосуществования разных общественных слоев. Внимание к социальным вопросам, в том числе жизни детей низших сословий, утверждали в своем искусстве передвижники, в первую очередь В.Г.Перов ("Тройка", "Спящие дети"), В.Е.Маковский ("Свидание", "Игра в бабки") и другие. Картина пореформенной жизни крестьянских детей в изобразительном искусстве, увиденная с новых позиций, была во многом вдохновлена поэзией Н.А.Некрасова. Это не случайные, подсмотренные со стороны "сценки из жизни", как это бытовало в живописи начала столетия, но широкая панора ма жизни деревенской детворы, отображенная любовно и с глубоким пониманием в картинах И.М.Прянишникова, Г.Ф.Рыбакова, Н.П.Богданова-Бельского и в эпическом полотне А.С.Степанова "Журавли летят" с его радостно-грустным настроением. Жизнь дворянской усадьбы, приходящей в запустение после реформы 1861 года, в изобразительном искусстве преобразуется в "дачный" жанр. Эти мотивы получают широкое распространение и в литературе рубежа веков, ее героями становится новый класс - разночинно-дворянская интеллигенция. В живописи распространяются почти чеховские сюжеты: это веселые чаепития на свежем воздухе с дачницами в белом, детьми в матросках, собаками и самоварами. Сменился образ жизни, изменились костюмы, время шло к XX веку. С развитием фотографии и уходом родовитого заказчика меняются функции детского портрета. Теперь это не памятное прибавление к фамильным галереям, а в каждом случае уникальный художественный объект, в котором художник решает конкретные идейные и пластические задачи. В произведениях И.Е.Репина - портрет дочери Нади, "Стрекоза", великий художник показывает не только психологический мир ребенка, но и свое отношение к модели и к действительности со всеми ее житейскими сложностями. В портрете дочери Ольги с куклой В.И.Суриков находит неожиданные для его эпического дарования интимные интонации, отчасти предвосхищая стремление художников новейшего времени увидеть мир глазами ребенка. Все большее распространение получают "игральные" комнаты в состоятельных семьях. Это царство игрушек с раскрашенными книжками, куклами, наборами игрушечной мебели, посуды, расписными конями, оловянными солдатиками, волчками. Совсем иными были игрушки детей низших сословий. Широкое распространение имела кустарная игрушка, одинаково привлекательная в барских покоях и в прикухонном мире. Известностью пользовались по всей России игрушки Сергиева Посада, производство которых началось еще в конце XVIII века. Тематика их была крайне разнообразной: гусары, барыни, кормилицы с детьми, птичье и звериное царство... Они были ярко раскрашены, изготовлялись из дерева, папье-маше, со звуками, движением. Пожалуй, не было в России ребенка, в руках которого хотя бы раз не побывали эти замечательные изделия народных мастеров. Подлинное великолепие промысловой игрушки расцветало на вербных базарах, устраиваемых за неделю до Пасхи. Необыкновенным подъемом отмечены в России конец предшествующего и начало XX столетия. Можно сказать, что сложилась особая детская цивилизация, соединяющая в себе уважение и любовь к ребенку, радикально совершенствуются науки о воспитании, целые отделы промышленности заняты удовлетворением детских потребностей, искусство уделяет ребенку одно из важнейших мест. Начинался "серебряный век" русской культуры, и один из его провозвестников В.А.Серов, как никто из наших художников, был увлечен загадочным и сияющим миром детства. В его картинах возникает удивительная по богатству переживаний хрупкая среда переживаний ребенка, кажется, на наших глазах жизнь открывается ему в радужном свечении. Совершенно новое качество привнесли в область детской художественной книги члены общества "Мир искусства". Их красочные, исполненные живого отношения к литературному тексту иллюстрации будили фантазию ребенка. "Азбука" А.Н.Бенуа стала таким же ярким воспоминанием целого поколения русских детей, как "Синяя птица" в Художественном театре или Театр зверей Владимира Дурова. В среде городской интеллигенции была широко распространена любимая "Золотая библиотека" Товарищества М.Вольф, а также "Подарочная серия" детских книг И.Н.Кнебель при участии талантливых художников того времени - Г.И.Нарбута, Д.И.Митрохина и других. Новый расцвет, связанный с интересом к истокам национальной культуры, переживает сказка прежде всего в иллюстрациях И.Я-Билибина. Не меньшей популярностью пользовались книги И.Д.Сытина. На рубеже веков все более увлекательным детским занятием становятся красочные и познавательные настольные игры, собирающие за одним столом и хозяйских, и кухаркиных детей. Эпоха промышленной революции внес ла в детские игры свои коррективы. Рядом с конями-качалками достойное место занимают велосипеды, коньки "Галифакс", армии оловянных солдатиков соседствуют с жестяными паровозами, пароходами и крейсерами, громыхающими пожарными обозами, изготовленными Товариществом "Талалаев и сыновья". Наиболее полно отвечает современному мировоззрению картина "За завтраком" (1914) художницы искрометного таланта З.Серебряковой. Не сомненно, женское начало ее творчества поспособствовало созданию столь бесхитростного уголка жизни как истинной драгоценности: красивые дети с бегло, но точно намеченными характерами, любовно написанная посуда, среди которой узнаваема каждая вещь - многие и поныне живут в наших домах, атмосфера теплого уюта и солнечной радости. Это - действительно полнокровный и полноценный образ счастливого детства, согретого родительской любовью. Еще раз мысленно вернемся к прошедшему пути: как он долог и сложен. Как разнилась жизнь детей в разные эпохи - от жестокого времени Петра I - до комфорта эпохи "серебряного века". Но детство всегда оставалось детством, тем золотым временем, когда, по словам Марины Цветаевой, взор смелей и сердце чище! Статья опубликована в 1994 году в журнале "Юный художник", № 5-6. |
И. Вишняков. Портрет князя Ф. Н. Голицына в детстве. Масло. 1760. Третьяковская галерея. Е. Крендовский. Портрет семейства сенатора А.А.Башилова и детей графа де Бальмен. Масло. 1830-е годы. Третьяковская галерея. Неизвестный художник. Мальчик с игрушками. (Портрет В.Д.Философо-ва в детстве.) Масло. Начало 1820-х годов. Псковский историко- художествен-ный музей. Луи Каравакк. Портрет царевича Петра Петро-вича в виде Купидона. Масло. 1717. Третья-ковская галерея. Д.Левицкий. Портрет смолянок Ф.С.Ржевской и княжны А.М.Давыдо-вой. Масло. 1772. Государственный Русский музей. А.Венецианов. Кресть-янские дети в поле. Масло. 1820-е годы. Государственный Русский музей. И.Репин. Стрекоза. Пор-трет В.И.Репиной, доче-ри художника. Масло. 1884. Третьяковская галерея. 3.Серебрякова. За завтраком. Масло. 1914. Третьяковская галерея. |