У Ч Ё Н А Я   П Р И Х О Т Ь

Коллекция князя Николая Борисовича Юсупова
31 июля - 11 ноября 2001 года

Выставка знакомит с крупнейшим собранием западноевропейской живописи и декоративно-прикладного искусства в России XVIII-XIX веков, созданным князем Николаем Борисовичем Юсуповым (1750/51-1831) - государственным деятелем, дипломатом, любителем искусства и меценатом. Выставка является первой документальной реконструкцией знаменитого частного собрания. Здесь представлено более 500 экспонатов, в том числе - 100 картин, произведения скульптуры, декоративно-прикладного искусства, рисунки, а также тома уникального каталога юсуповского собрания 1827-1829 гг. Осуществление выставки "Ученая прихоть" стало возможным лишь в качестве совместного проекта трех крупнейших музеев, сохраняющих основную часть юсуповского собрания - ГМИИ им.А.С.Пушкина, Государственного Эрмитажа, Государственного музея-усадьбы "Архангельское". Авторы проекта в ГМИИ - Л.Ю.Савинская, Н.Л.Бережная (ГМУ "Архангельское").


Генрих Фюгер (1751-1818).
Портрет князя Н.Б. Юсупова.
Государственный Эрмитаж.

Князь Николай Борисович Юсупов (1751 - 1831) принадлежал к старинному дворянскому роду. Стремительный взлет карьеры Юсупова приходится на период позднего правления Екатерины II и правление Павла I. Юсупов был крупным государственным деятелем (1791-1802 - директор императорских театральных зрелищ, императорских стеклянного, фарфорового заводов и шпалерной мануфактуры, президент Мануфактур-коллегии и министр уделов), дипломатом (1784-1789 - чрезвычайный посланник при Сардинском дворе в Турине, с особыми миссиями в Риме, Неаполе и Венеции), директором Эрмитажа (1797-1802) и Оружейной палаты (1814-1831).


Юсупов был "просвещенным любителем искусства", соединявшим в себе тонкое чувство прекрасного с глубокими знаниями об искусстве. Разумный эгоизм, прихоти русского барина, знания и умение окружать себя совершенными произведениями искусства позволили Юсупову создать в его подмосковной усадьбе Архангельское особую художественную среду. В какой-то мере там реализовалась утопическая мечта о прекрасной райской обители, где в художественных произведениях были воплощены любимые образы Юсупова - Амур (Любовь), Психея (Душа), Сладострастие, Невинность. Жизнелюб и интеллектуал, карьерист и эстет, меценат и скупец, роскошный вельможа и расчетливый хозяин, Юсупов сочетал в себе качества делового человека и тонкого ценителя прекрасного. В юности его напутствовал стихотворным посланием Бомарше, на закате жизни увенчала муза Пушкина. Названием выставки стали слова из стихотворения А.С. Пушкина "К вельможе" (1830), посвященного Юсупову:

      К тебе явлюся я; увижу сей дворец,
      Где циркуль зодчего, палитра и резец
      Учёной прихоти твоей повиновались
      И вдохновенные в волшебстве состязались.


Фрагмент экспозиции.
Антуан Жан Гро (1771-1835).
Конный портрет князя Б.Н. Юсупова. 1809.
ГМИИ им. А.С. Пушкина

Художественное коллекционирование при Екатерине II стало важной составной частью художественных связей России и Европы, было возведено в разряд внешней политики государства. Потребность поставить искусство на службу просвещению и возвышению человека как личности в этот период стали основой для создания галерей, музеев, библиотек, больших частных коллекций. Именно в эпоху Просвещения Россия пережила первый расцвет частного коллекционирования. Одновременно с императорским Эрмитажем во второй половине XVIII века в России формировались значительные частные художественные собрания: И.И.Шувалова, К.Г.Разумовского, П.Б. и Н.П.Шереметевых, А.А.Безбородко, А.С.Строганова. Юсупов был среди немногих, кто активно участвовал в пополнении императорского Эрмитажа. Он служил посредником при исполнении заказов императрицы Екатерины II и её сына великого князя Павла Петровича. Князь помогал им обоим приобретать произведения искусства у европейских художников. Его собственная коллекция часто формировалась одновременно и из тех же источников, что и императорская.



Севрский фарфор из коллекции князя Н.Б. Юсупова.
Ваза с крышкой. Около 1770.
Государственный Эрмитаж.
Вазы парные с крышками. 1777.
Государственный Эрмитаж.

Коллекция Н.Б. Юсупова - традиционное для XVIII столетия "универсальное" собрание, где рядом с картинами и скульптурами представлены рисунки, художественная бронза, скульптуры из резной кости, изделия из фарфора, резные камни (геммы), табакерки, шпалеры, мебель и трости.



Витрина: Жан-Батист Грез (1725-1805).
Сладострастие (Вновь обретенная голубка). 1789-1790.
ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Росписи живописной мастерской Н.Б. Юсупова в Архангельском. 1818-1820-е годы.
Государственный музей-заповедник "Архангельское"

Николай Борисович приобретал фарфор Севрской мануфактуры и известных парижских мануфактур - Лефевр, Даготи, Наст, Диль, Герар; изделия художественной бронзы, выполненные по моделям крупнейших мастеров скульптурной пластики - К.М. Клодиона, Л.С. Буазо, П.Ф. Томира, Ж.Л.Приёра. Среди экспонатов выставки - изделия из фарфора завода Н.Б. Юсупова в Архангельском, воспроизводящие в живописных миниатюрах картины из коллекции князя и представляющие собой своеобразный "фарфоровый каталог" картинной галереи.


Фрагмент экспозиции в Белом зале ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Собрание Н.Б. Юсупова - одно из самых больших и ценных частных коллекций в России. Князь провел за границей в общей сложности около 15 лет. Современные историки искусства характеризовали Юсупова как самого значительного русского коллекционера и как одну из влиятельных фигур общеевропейского культурного процесса.


Белый зал ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Экспозиция выставки "Ученая прихоть"

За границей князь посещал мастерские самых известных художников: П.Батони, А.Кауфманн, Ж.Б.Греза, К.Ж.Верне, Г.Робера, А.Кановы, Л.Давида, П.Н.Герена, А.Гро, Л.Л.Буальи, П.П.Прюдона. На протяжении многих лет князь был покровителем выдающегося итальянского декоратора Пьетро Гонзага, работавшего в России.
Собрание Н.Б. Юсупова - одно из немногих в России, включающее значительный корпус архивных документов (Российский государственный архив древних актов в Москве, Отдел рукописей Российской национальной библиотеки в Петербурге, Архив Государственного музея-усадьбы "Архангельское"). В экспозиции представлены письма художников Давида, Герена, Греза и других к князю Юсупову из Российского государственного архива древних актов в Москве. Именно работа с архивными материалами позволила реконструировать собрание.
У князя находилась первоклассная коллекция работ крупнейших пейзажистов, его современников - К.Ж.Верне, Г.Робера, Я.Ф.Хаккерта. Выдающиеся произведения старых мастеров: Корреджо, С.Риччи, Дж.-Б.Тьеполо, Рембрандта, К. Лоррена, Ф.Буше.



Амур и Психея.
До 1640. Мастерская Рубенса.
Государственный Эрмитаж.

Среди произведений старых мастеров в коллекции Юсупова были скульптуры из резной кости, выполненные в мастерской П.П.Рубенса.



Гюбер Робер (1733-1808). Руины у воды. 1774.
Государственный музей-усадьба "Архангельское".

Среди современников-коллекционеров Юсупова выделял особый интерес к современному искусству Франции. По его заказам работали многие выдающиеся французские живописцы: Клод Жозеф Верне ("Кораблекрушение", ГМУ "Архангельское"), Гюбер Робер ("Пожар", ГЭ), Жан Баттист Грёз ("Сладострастие", ГМИИ), Луи Давид ("Сафо и Фаон", ГЭ), Пьер Нарцисс Герен ("Аврора и Кефал", ГМИИ, "Ирида и Морфей" ГЭ), Антуан Гро ("Портрет Б. Юсупова на коне", ГМИИ), Пьер Поль Прюдон ("Мадонна", ГМИИ).



Фрагмент экспозиции.
Франсуа Буше (1703-1770). Юпитер и Каллисто. 1744.
ГМИИ им. А.С. Пушкина (в центре).
Никола Ланкре (1690-1743). Общество в саду.
Государственный Эрмитаж (слева).
Никола Ланкре (1690-1743). Общество на опушке леса. Конец 1720-х.
ГМИИ им. А.С. Пушкина (справа).

Князь стремился создать коллекцию, отражающую историю французского искусства во всей его полноте, что дало повод французскому исследователю русских частных собраний Луи Рео охарактеризовать ее как "истинный музей французского искусства". Но Юсупов уделял внимание не только знаменитым и модными в то время французским мастерам. Как коллекционер он ставил более широкую задачу - возможно полнее и качественнее показать произведения школы, независимо от времени и направления.


Клод Лоррен (1600-1682). Похищение Европы. 1655. ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Юсупов покупал картины художников XVII - первой половины XVIII века, которые к тому времени уже стали частью истории искусства. В экспозиции представлены работы знаменитых художников XVII века - Себастьяна Бурдона, Ролана де Ла Гира, Клода Лоррена.


Франсуа Буше (1703-1770). Геркулес и Омфала. ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Юсупов был единственным в России коллекционером, владевшим восемью картинами Франсуа Буше, среди которых подлинный шедевр - "Геркулес и Омфала" (ГМИИ).
По широте охвата французское собрание юсуповской коллекции можно сравнить лишь с императорским Эрмитажем. С Юсупова начинается традиция собирательства современного французского искусства в России, блестяще продолженная в XIX столетии Н.А. Кушелевым-Безбородко и С.М. Третьяковым, С.И. Щукиным и И. А.Морозовым.



Корреджо (Антонио Аллегри) (1489-1534)
Женский портрет. Около 1520.
Государственный Эрмитаж.

Традиционно внимание коллекционеров того времени привлекала итальянская школа живописи. Её произведения занимают значительную часть собрания. К бесспорным шедеврам принадлежит картина Корреджо "Женский портрет", исполненная около 1519 года - редкий образец этого жанра в творчестве великого мастера позднего Возрождения.


Себастьяно Риччи (1659-1734) Детство Ромула и Рема. 1708-1709. Государственный Эрмитаж.

Одна из наиболее ярких страниц в собирательской деятельности Юсупова связана с венецианской школой XVIII века. Этот раздел насчитывал свыше 60 произведений, а высокий уровень многих из них свидетельствует о личном и глубоко заинтересованном участии владельца в его формировании. Подбор картин венецианской школы отличается разнообразием имен и жанров. Её ядро образуют работы Якопо Амигони, Себастьяно Риччи, Гаспаре Дициани, Джованни Баттисты и Джованни Доменико Тьеполо. Особую группу составляют 33 картины Пьетро Антонио Ротари.


Джованни Баттиста Тьеполо (1696-1770). Пир Клеопатры. Государственный музей-усадьба "Архангельское".

Группа работ Джованни Баттисты Тьеполо, представленных на выставке, принадлежит к наиболее значительным произведениям юсуповской коллекции и составляет её гордость. Согласно описям, в неё входило 11 полотен этого художника, а также его сына Джованни Доменико Тьеполо. Современное местонахождение некоторых картин не установлено, а отдельные атрибуции не подтвердились временем. Несмотря на это, столь представительное собрание Тьеполо за пределами Италии - случай весьма редкий.


Джованни Баттиста Тьеполо (1696-1770). Встреча Антония и Клеопатры. 1747. Государственный музей-усадьба "Архангельское".

Одно из самых значительных приобретений Тьеполо князь совершил в Петербурге, когда в 1800 году купил картины "Встреча Антония и Клеопатры" и "Пир Клеопатры" (ГМУ "Архангельское"). Написанные после завершения росписей в палаццо Лабиа в Венеции на аналогичные сюжеты, они занимают важное место в творческой эволюции художника. Вначале в петербургском дворце на Фонтанке, а затем в Архангельском, полотнам Тьеполо всегда отводилось почетное место, на что указывает создание в подмосковном дворце специального зала, носившего имя художника. Монументальные полотна Тьеполо (их размеры - 338 х 608 см) доставили на выставку на подрамниках, не скатывая на валы. Такая сложная с технической стороны транспортировка потребовалась для того, чтобы не повредить полотна, переведенные в начале ХХ века со старого холста на новый.


Фрагмент экспозиции в Белом зале ГМИИ им. А.С. Пушкина. Слева в центре - два портрета работы Рембрандта.

"Портрет мужчины в высокой шляпе и перчатках" и "Портрет дамы со страусовым веером в руке", созданные Рембрандтом, занимают особое место среди шедевров юсуповской коллекции. Более столетия их судьба была связана с Россией и юсуповским собранием. Уже в начале XIX века их упоминают среди шедевров живописного собрания Н.Б. Юсупова, находившегося во дворце на Фонтанке в Петербурге. Затем длительное время (1815-1837) они украшали интерьер Античного зала дворца в Архангельском, в подмосковной усадьбе князя.


Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669)."Портрет мужчины в высокой шляпе и перчатках" и "Портрет дамы со страусовым веером в руке". 1650-е Вашингтон, Национальная галерея искусств.

Портреты получили известность и высокую оценку знатоков и историков искусства во второй половине XIX столетия, когда находились в Петербурге, во дворце на Мойке. В 1911 году американский собиратель Питер Виденер безуспешно пытался приобрести их у князя Ф.Ф.Юсупова-старшего. После Февральской революции 1917 года Ф.Ф.Юсупов-младший, "сняв рамы и скатав в рулоны", вывез картины Рембрандта сначала в Крым, а затем в Европу. В 1921 году они попали под залог к сыну Питера Виденера, Джозефу и через три года стали его собственностью. Вместе с другими экспонатами выдающегося собрания Виденеров юсуповские портреты в 1942 году перешли в Национальную галерею искусств в Вашингтоне. Благодаря щедрой финансовой поддержке Общества друзей ГМИИ им. А.С.Пушкина в Нью-Йорке и лично его председателя Патти Бёрч портреты впервые, спустя почти столетие, вновь показаны в России.


 

Декоративная бронза. Среди многообразия художественных интересов Н.Б.Юсупова следует отметить его внимание к произведениям французских бронзовщиков XVIII века. Незаурядная способность видеть и различать подлинные шедевры среди массы предлагаемых художественным рынком вещей была одной из главных особенностей индивидуальности этого русского мецената.
Частые посещения Европы позволяли Юсупову быть в курсе моды в области оформления интерьера и набора предметов обстановки.
Предметы декоративно-прикладного искусства очень часто теснейшим образом были связаны с произведениями изобразительного искусства. Сюжеты, а часто и композиции оформления часов заимствовались в живописи.


Часы каминные с двумя рельефными фарфоровыми медальонами "Урок Амура" и "Урок Амуру". Париж. Конец XVIII века. Государственный Эрмитаж.

Лучшим местом для размещения часов в XVIII и в первой половине XIX века служили консольные столы и, особенно, каминные полки, где эффектные часовые корпуса были хорошо заметны. Сохранившиеся образцы декоративной бронзы из собрания Н.Б.Юсупова свидетельствуют о развитом европейском вкусе просвещенного русского вельможи, сумевшего оценить истинно художественные достоинства этого вида искусства. Изделия французских бронзовщиков прекрасно вписались в парадные апартаменты и позволили создать великолепные интерьеры, насыщенные солнечным светом золота и античными фигурами, формами и орнаментами, создававшими впечатление величия покоя и роскоши, характерными для европейских дворцов конца XVIII - начала XIX века.


Сосуд для вина. Китай. Конец XVII - начало XIX в. Государственный Эрмитаж.

Восточная коллекция. Н.Б.Юсупов больше известен как коллекционер произведений западноевропейского искусства. Однако архивные документы свидетельствуют, что его интерес распространялся и на искусство стран Дальнего Востока. Блестящий и образованный вельможа, он не мог остаться в стороне от характерного для европейской культуры эпохи Просвещения увлечения восточной экзотикой. В 1790-е - 1800-е гг. интерьеры юсуповских дворцов украшали разнообразные изделия китайских мастеров.



Витрина с произведениями из Восточной коллекции князя Н.Б. Юсупова.Вазы парные с росписью в гамме "зеленого семейства". Китай. Нач. XVIIIв. Чаша. Китай. Династия Мин (1368-1644). XVI в. Государственный Эрмитаж. Две фигуры Бодхисаттвы. Китай. Династия Мин (1368-1644) XVI-XVII вв. Фигура стража. Япония. Конец XVIII - начало XIX в. Государственный Эрмитаж.

Довольно полнобыл представлен фарфор. В собрании Юсупова были представлены характерные для европейских интерьеров XVIII века комплекты декоративных ваз и отдельные фарфоровые сосуды, выполненные китайскими и японскими мастерами XVII-XVIII вв. для экспорта на европейский рынок. Фарфоровые изделия китайской и японской работы приобретались Н.Б. Юсуповым не только для украшения интерьеров. Они широко были представлены в княжеской буфетной в качестве чайной посуды. Это были небольшие вазочки, чаши, блюдца, чайники.
Помимо фарфора коллекция включала изделия из бронзы и перегородчатой эмали. Главным образом, это - предметы, изготовлявшиеся в Китае, в Кантоне (Гуанчжоу), на экспорт в Европу.



Витрина с образцами продукции живописной мастерской и фарфорового завода князя Н.Б. Юсупова. Росписи по мотивам живописных произведений из коллекции князя Юсупова. Пьер Антонио Ротари (1707-1762). Девочка. Государственный музей-усадьба "Архангельское".

Фарфор завода Н.Б.Юсупова
Увлечение Н.Б.Юсупова западноевропейской живописью, стремление запечатлеть собранную коллекцию, сделать её более известной повлияло на сюжетную сторону росписей фарфора живописной мастерской князя Юсупова в Архангельском.
Интерес Юсупова к фарфоровому производству не ослабевал, вероятно, со времени его директорства (1792 - 1800) на Императорском фарфоровом заводе. Первоначально росписью посуды крепостные художники Юсупова занимались в московском доме князя у Красных ворот. Позже, в 1818 году, живописная мастерская по росписи фарфора была устроена в подмосковной усадьбе Архангельское. В середине 20-х годов XIX века она превратилась в фарфоровый завод, который работал до 1830-х годов, и кроме фарфора вплоть до 1838 года выпускал фаянсовую посуду.


С сентября 1818 года живописцы И. Колесников, Ф.Сотников, Ф.Ткаченков, Е.Шебанин с учениками расписывали привозное фарфоровое бельё (бельё - белая глазурованная посуда без росписи) русских и зарубежных фарфоровых заводов, украшая его цветочной, орнаментальной росписью, а также миниатюрами по картинам из коллекции Н.Б.Юсупова.
Перенесенные на поверхность фарфоровых изделий живописные произведения кисти известных художников получали вторую жизнь. Так, предметы чайных сервизов, декоративные тарелки сохранили в цвете изображения тех полотен из собрания князя Юсупова, местонахождение которых в настоящее время не известно. Такой своеобразный "фарфоровый каталог" позволяет судить не только о составе и сюжетах картин из галереи князя, но дает представление об эстетической ориентации, художественной направленности живописной мастерской Юсупова.


Библиотека князя Н.Б. Юсупова. Среди экспонатов представлена фигура Жан-Жака Руссо, сидящего в кресле, работы неизвестного русского (?) мастера начала XIX в.

Библиотека Н.Б. Юсупова - одно из самых значительных частных книжных собраний России XVIII - первой трети XIX.века. О ее составе дает представление представленный на выставке каталог, датированный 1800 годом. В нем выделено около двадцати тематических разделов: "История, политика, мемуары, юриспруденция", "История, Literaire d'Academie, энциклопедии, словари", "Романы. Поэзия...", "Театр", "Античность, изящные искусства" , "Путешествия", "Архитектура, география, карты", "Сельское хозяйство, ботаника", "Естественная история, физика, химия, медицина", "Математика, астрономия, военное дело" , "Библии и рукописи", "Античные авторы", "Итальянские авторы", "Российские авторы", "Музыка", "Каталоги".
Яркие воспоминания у посетителей оставляла находившаяся в интерьере библиотеки фигура Жан-Жака Руссо, выполненная из папье-маше. Уникальная обманка (или "персона"), выполнена в натуральную величину по гравюре Г.Гуттенберга и Ж.М.Моро - младшего (1741-1814) "Последние слова Руссо".
Книги стояли в шкафах, изготовленных по заказу князя усадебными мастерами. Наиболее ценную часть собрания составляли рукописи XIV-XVI веков, около сотни инкунабул, французские книги с иллюстрациями Ф. Буше, Ж. Моро, Ж. Фрагонара, альбомы гравюр Дж.Б. Пиранези, издания французских просветителей, книги петровской эпохи и издания Н.И. Новикова, сочинения В.Н. Татищева, Д.И. Фонвизина, Г.Р. Державина, Н.М. Карамзина, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина. Несколько сотен книг имеют владельческие и дарственные надписи, экслибрисы.


Фрагмент экспозиции. Гюбер Робер. Руины у воды. 1779 (справа); Гюбер Робер. Руины и мост (слева). Государственный музей-усадьба "Архангельское".

Показ выставки ""Ученая прихоть". Коллекция князя Николая Борисовича Юсупова" в ГМИИ им.А.С.Пушкина закономерен. Правнучка князя, З.Н.Юсупова и её супруг Ф.Ф.Сумароков-Эльстон были в числе жертвователей на строительство здания Музея изящных искусств. На их средства сооружен Римский зал (зал 25). К тому же собрание Н.Б.Юсупова длительное время было связано с Москвой (с 1815 по 1837) и размещалось во дворцах в Москве (Б.Харитоньевский переулок) и в подмосковной усадьбе Архангельское.


ГМИИ им. А.С. Пушкина. Парадная лестница. Выставка "Ученая прихоть"

Спонсор выставки Внешэкономбанк
Выставка организована при поддержке Фонда "Русская культурная инициатива"
Генеральный консультант ГМИИ - ФБК
Генеральный информационный спонсор ГМИИ - журнал Афиша"
Информационные спонсоры выставки: журналы - " "L'Officiel", "Мезонин", "Дипломат", газеты - "Культура", "The Russia Journal", радиокомпании "Маяк", "Эхо Москвы"
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина выражает особую благодарность Обществу друзей ГМИИ им.А.С.Пушкина (Нью-Йорк, США)
и его президенту госпоже Патти Берч


[ Вернуться ]
Copyright (c) 1998 The Pushkin Museum of Fine Arts
Создание и размещение сайта — компания Hand-Made.ru
Сайт управляется системой uCoz